Поиск
 
 
 
Дата события: 11.03.2010

Анатолий Омельчук: «Мы — телекомпания культурная»

Анатолий Омельчук — тюменский писатель, директор телерадиокомпании «Регион-Тюмень». Лауреат литературных премий им.П.Ершова, Д.Мамина-Сибиряка, И.Ермакова. Московский пресс-клуб ЦДРИ присудил Анатолию Омельчуку премию имени В.Маяковского за успехи в пропаганде отечественного искусства.


— Анатолий Константинович, что знают в Сибири о тенденциях литпроцессов? Или это теперь никого не интересует?

— За всю Сибирь очень сложно отвечать: единого информационного поля — увы! — не существует. В Тюмени наблюдаю литературные вялотекущие процессы.

Но всё же литературные события происходят. Апофеозом 2009 года явился конкурс «Книга года», придуманный и организованный филологической энтузиасткой, профессором нашего классического государственного университета Натальей Дворцовой. На конкурсе бушуют нешуточные страсти, недурно закручена интрига, очень солидный ареопаг подводит итоги. Ректор ТГУ Г.Н.Чеботарев на заключительных церемониях конкурса предложил, что Тюмени пора бы подумать о сибирском масштабе. Ведь Тюмень — изначальный город Сибири. Так что прослеживается тенденция подтянуть всю Западную — книжную — Сибирь… потом Восточную и Дальний Восток. У конкурса «Книга года» есть шансы стать всесибирским — и тогда мы будем более осведомлены о литературных процессах на территории всей российской Сибири. О тенденции… Держится сибирская литература!

— А вот кто из современных авторов всколыхнул телерадиокомпанию «Регион-Тюмень»?

— Наша телерадиокомпания серьезно, системно и последовательно занимается, выражаясь старомодно, пропагандой современной литературы. Уже в нынешнем году 3 января отмечал свое 75-летие патриарх тюменской прозы (впрочем, и интересный поэт) Зот Тоболкин. Радио «Регион-Тюмень» повторило спектакль Зота Корниловича «Похоронок не было» (режиссер Виктор Квашнин). На телевидении прошел фильм о писателе — «Сказание о Зоте». Так что начали год с хорошей литературы. Еще одно событие. В Тюмени есть издатель Юрий Мандрика. Известный в области, очень самобытный, Лукич. В Тюмени действует «Клуб-7» — клуб руководителей ведущих СМИ области, который ежегодно выбирает лидеров доверия, лидеров влияния, личностей, определяющих время. Юрий Мандрика назван «Маэстро года». Недавно умер в Иркутске более раскрученный сибирский издатель Г.Сапронов. А у нас в Тюмени свой подвижник — Лукич, который тоже умеет делать невозможное. Издает редчайшей эксклюзивности некоммерческие книги.

Среди гостей телестудии «Регион-Тюмень» только за последнее время побывали такие интересные фигуры, как прозаик Роман Сенчин, поэт Тимур Кибиров, лауреат премии «Национальный бестселлер» Леонид Юзефович. Захар Прилепин в прямом эфире отвечал на любезные вопросы тюменских телезрителей, известный Борис Евсеев, Александр Кердан из Екатеринбурга, литературовед Леонид Быков, литературный критик Евгений Зашихин... Из тюменцев — наш странный поэт Константин Михайлов, литературный критик Наталья Дворцова, поэт-«охальник» Владимир Богомяков, знаменитый Мирослав Немиров. Нашу студию не пропустил Владимир Крупин — один из крупнейших русских писателей. Валентин Распутин, когда бывает в наших краях, обязательно заезжает на студию «Регион-Тюмень». Детский писатель Владимир Крапивин. Пролетом из Тель-Авива — Игорь Губерман… ГТРК «Регион-Тюмень» среди региональных компаний России, конечно же, в этом писательском отношении работает последовательно. Мы, честно признаюсь, культурная телекомпания. Кто из писателей всколыхнул? По-разному, по-разному… У тюменских телезрителей-читателей свои пристрастия. У каждого.

На днях в прямом эфире состоялась встреча наших телезрителей с великой ненецкой писательницей Анной Неркаги. После долгой, почти тридцатилетней разлуки с Тюменью Анна Павловна появилась в студии «Регион-Тюмень». Экспромтом участвовал в этой встрече архиепископ Тобольский и Тюменский владыка Димитрий. Темы беседы касались важных, сложных проблем, взволновавших и нашу аудиторию, которая активно была вовлечена в обсуждение миссионерской подвижнической деятельности православных священников на туземном Севере, работы с коренным населением: ненцами, хантами, селькупами. Владыке есть чем поделиться — он посвящает этому большую, постоянную часть своего времени. Ежегодно бывает и в Байдарацкой тундре у выдающейся писательницы современности Анны Павловны, которая на свои деньги построила в Заполярье православную часовню и организовала в предгорьях Полярного Урала детский лагерь для сирот. В прошлом году архиепископ посетил и городище древней Мангазеи на Ямале. Беседа в студии столь необычных, самобытных гостей с элементами полемики, порой острой дискуссии задела за живое всю тюменскую аудиторию.

Я думаю: это было явление Анны тюменскому народу. К ее приезду угодило по времени издание частного издателя Юрия Мандрики — трехкнижия Анны Неркаги: повести «Илир», «Белый ягель» и ее великий роман «Молчащий». Телевидение «Регион-Тюмень» не только не забывает — отражает, показывает тюменских писателей во всех их многогранных человеческих ипостасях. Святые, грешники, правдоискатели, властолюбцы, страстотерпцы…

Анна Неркаги, пожалуй, всколыхнула всех наших телезрителей. 30 минут — буквально шквал звонков: вопросы, вопросы, просьбы, даже совета просили.

— Следующий вопрос, Анатолий Константинович, вытекает из предыдущего. Кого из писателей вы хотели бы пригласить сегодня? А может, еще и экранизировать, а может, даже сделать сериал?

— Пригласить лично я хотел бы Олжаса Сулейменова, автора замечательной книги «Аз и Я» (Азия). Не получается пока… Мирового масштаба поэт, серьезный, самобытный исследователь. Он сосед, из Казахстана. Пока не складывается.

Что касается экранизации и сериалов… Региональное телевидение не располагает такими сумасшедшими финансовыми возможностями. В Ханты-Мансийске Олег Урушев (телекомпания «Югра»), правда, пытается делать сериалы. Сериалы требуют денег… Думаю, годовой бюджет нашей компании едва ли вытянет одну серию. Но хочу сказать, что телевидение «Региона» документальные сериалы производит.
В год мирового кризиса имени Б.Обамы мы решились, рискнули и показали хороший, профессиональный сериал документальных фильмов о сибирских подвижниках, в земле Сибирской просиявших. О Петре Полянском — местоблюстителе патриаршего престола, который отбывал сталинскую ссылку на Севере, в районе современного Надыма — «Дело № 5938» (автор Ольга Михайлова, режиссер Вера Федорова, телеоператор Сергей Лыкасов), о Филофее Лещинском, митрополите Тобольском и Сибирском, — «Апостол Сибири» (автор Светлана Назарова, режиссер Людмила Борисова, телеоператоры Вячеслав Иваненко, Максим Марченко), о епископе Тобольском и Сибирском, — «Священномученик Гермоген» (автор и режиссер Людмила Борисова, телеоператоры Максим Марченко, Вячеслав Иваненко), о первом сибирском святом, отроке Василии Мангазейском — «Дальний свет Мангазеи» (автор Анатолий Омельчук, режиссер Людмила Борисова, телеоператор Юрий Зеленин), в разгаре работа над фильмом о митрополите Иоанне Тобольском — всея Сибири чудотворце.

Готовится фильм о Семене Ремезове, строителе Тобольска и русской империи на просторах Сибири. Такие сериалы — цикловые фильмы «Регион-Тюмень» может себе позволить.

— В телекомпании проходит много встреч с литераторами, писателями, критиками, то есть идет пропаганда людей широкого культурного слоя, их творчества на наших телеканалах. Почему бы вам — не как руководителю, а как писателю — не ответить на вопросы читателей-телезрителей, рассказать о ваших исследованиях, поисках, путешествиях, о том, как идет сбор материала, как рождаются ваши книги?..

— Всегда открыт для общения… Этот вопрос скорей не ко мне. Но пользоваться служебным положением все-таки предосудительно.

— Но как писатель…

— Я же говорю: всегда открыт для общения. Только что меня пригласили журналисты ямальского телевидения. Всегда нахожу время, никого никуда не отсылаю… Кто возбудится — отказа не будет. Сосредоточимся все-таки на литературе.

— Тогда такой вопрос — программа «Культ личности» — практически свежий проект. А не думали вы о дискуссионной программе по типу «Культурной революции», где встречаются 2-3 писателя, поэты с разными, полярными точками зрения, имеющие свой взгляд на литературные процессы, на литературу вообще?

— В истории тюменского телевидения, правда, еще в XX веке, в конце его, была такая программа «Безнадежное дело». Она была посвящена исключительно тюменской литературе, тюменским персонам изящной словесности. Уже тогда, в XX веке, это было безнадежным делом, а уж в XXI веке… Сегодня таких возможностей нет…

— Возможностей на «культурную революцию»?

— В Тюмени мы «культурную» революцию произвели. В России региональных компаний, которые вещают на телеканале «Культура», не наберется и полтора десятка. Мы в числе первой пятерки — в лидерах регионального смотрения канала «Культура» и рейтингах наших собственных культ-программ. Вот это — культурная революция. А на спецпрограмму о литературе сложно найти деньги… Вот в чем проблема! Кстати, в Тюмени канал «Культура» пользуется невероятной симпатией телезрителей. С нашей аудиторией мы в числе рейтинговых лидеров по предпочтениям зрителей, особенно тюменских вставок.

— Анатолий Константинович, 2010 год стартовал на тюменском телевидении рекордным числом новых телепроектов. Среди них — проект с рабочим названием «Ищем народные таланты». Это тоже часть и народной культуры, и литературных процессов в нашем регионе?..

— Проект — поиск. Играет наш современник на балалайке, валторне, играет на скрипке, на гармошке, на трубе, играет на ложках, поет соло, поет хором, поет всей деревней… Режет — не соплеменников… а по дереву, по кости, рисует, слагает… былины, сказания, частушки, поэмы, «Войну и мир», слагает в стиле Пушкина, Кольцова, в простонародном стиле. Все это народное творчество. Есть идея (в компании продолжает творить такая «сумасшедшая» женщина, режиссер телевидения Ольга Ломакина), у нее возникла окончательно безумная, бредовая идея — собрать всех народных поэтов из деревень, сел, поселков, хуторов. Собрать, посмотреть, может, что-то отсеять — и издать сборник (на деньги, конечно, нашего Министерства культуры) «Народное слово». У меня такое ощущение: Ольга Васильевна просто так свои бредовые идеи не бросает, — не миновать Тюмени того, что такой сборник появится.

— Сначала в телеварианте?..

— Да, сначала рассказать об этих самородках, народных талантах в телевизионном эфире.

— Чувствуется: культурные и телевизионные события вас радуют. А что огорчает писателя Анатолия Омельчука?

— Американский империализм!

Анатолий Константинович, многочисленные эксклюзивные акции, которые организует «Регион-Тюмень», результатом некоторых из них становится издание новой книги, тоже часть общего литературного процесса? Как считаете?

— Телерадиокомпания «Регион-Тюмень» — инициатор и организатор многочисленных благотворительных и других знаковых акций, приуроченных к юбилейным датам в жизни Тюменской области. Журналисты «Регион-Тюмени» всегда в гуще самых ярких и значительных событий, явлений, процессов, в том числе литературных и культурных. Только в 2009 году к 65-летнему юбилею области телерадиокомпания провела несколько акций: эксклюзивную — «Семь чудес Тюменской области» — своеобразное признание в любви родному краю. В составе большого экспертного жюри работали известный сибиряк Валентин Распутин, президент Академии наук России тоболяк Юрий Осипов, председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, руководитель фонда «Возрождение Тобольска» краевед Аркадий Елфимов, ректор Тюменского государственного университета Геннадий Чеботарев, президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль, «Мисс Мира — 2008», выпускница Тюменского нефтегазового университета Ксения Сухинова…

Одновременно проходило и народное СМС-голосование. Было принято, на мой взгляд, мудрое решение: признать 7 чудес Сибири, за которые проголосовали наши уважаемые эксперты, и
7 чудес — по итогам народного голосования. Весь год в выпусках «Вестей» — телерепортажи из самых разных, труднодоступных, удаленных уголков нашей необъятной области — нашей красивой и великой земли. О чудесах природных и рукотворных! О самобытных, талантливых, необычных людях, украшающих нашу жизнь. Итогом этой величественной акции станет издание книги «Семь чудес Тюменской области», над которой сегодня работает весь наш коллектив.

Думаю, что в региональном книжном процессе заметным событием 2010 года станет выход солидной энциклопедии «Тюменское радио: век XX — век XXI», посвященной 80-летию одного едва ли не старейшего в Сибири — тюменского областного радио. История тюменского радио, его становление, этапы его развития — в лицах, судьбах журналистов, звукооператоров, режиссеров, инженеров, героев их очерков, кинофильмов, радиоспектаклей, первопроходцев героического, яростного освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Подвига поколения 60-х. Документальные архивные факты, воспоминания руководителей области, простых людей — радиослушателей огромной российской территории, воспоминания героев радиопередач разных лет, рассказы «радийщиков» XXI века — в уникальном издании-энциклопедии. Жду с нетерпением выхода этой книги, над которой коллектив работал более года. Опыт такого издания у нас уже есть. К 50-летию областного телевидения мы сумели создать, собрать, написать энциклопедию о полувековой истории тюменского телевидения. Такое делается только в Тюмени.

В прошлом году вышла антология «Тюменской строкой». Идея родилась опять же у нас, в нашей компании. К 45-летию тюменской писательской организации поднапряглись и с помощью профессора Юрия Мешкова, члена Союза писателей России, издали антологию тюменских шедевров. Предполагаю, что это единственная, в XX веке во всяком случае, антология стихов и прозы пишущих тюменцев — членов Союза писателей России с 1963 года, когда было создано Тюменское отделение Союза писателей РФ. С первых — Ивана Истомина, Константина Лагунова, Михаила Лесного, Станислава Мальцева, Ивана Ермакова, Ювана Шесталова — и тех, кто принят в Союз писателей в наше время, уже и в XXI веке. Едва ли где-то еще сподобились на такую акцию. Трудно представить…

— Появились ли в Тюмени имена, достойные всей читающей России?

— До сих пор не получила российского звучания (думаю, она пробьется!) замечательный драматург, руководитель театра «Мираж» из Когалыма, страстный классик Елена Ерпылева. Её пьеса «До последнего мужчины» — подлинный шедевр. Наше телевидение делало спектакль по пьесе Елены «Кожица с бедра журавля» (режиссер Эдуард Улыбин). У Ерпылевой, на мой взгляд, большое российское будущее. С удовольствием читаю волнующие рассказы Нурии Беломоиной. Ощущение легкости при подлинной глубине. Удивительное свойство в малых подробностях разглядеть образ вечности. Свободные интонации, неожиданный взгляд на жизнь. Честные рассказы. Она работает в Сети. Не помешало бы и книгу издать — удивительно свежий, чистый голос.

Открыл для себя давнюю знакомую Анастасию Лапсуй — ямальскую ненку, которая сегодня живет в Хельсинки. Она, правда, работает в сопредельном жанре — делает кино — еще не художественное, но уже и не документальное. Великое кино! Вот тоже… Европа Тасю Лапсуй признала — Гран-при в Париже, Берлине, Государственная премия «Суоми». Признанный мастер нового кино. А родная страна, те же центральные каналы, которые страдают без качественного контента, своего большого мастера в упор не замечают.

Серьезным фактом российского значения, по-моему, является перевод ершовской сказки «Конек-Горбунок» на хантыйский язык, сделанный журналистом из Салехарда Геннадием Кельчиным. Необыкновенное явление — «Конек-Горбунок» в хантыйском переложении, тем более что в эпосе северного народа ханты и в сибирской сказке удивительно много общего. Сибирский эпос… Мы с прискорбием замечаем, что великая северная литература находится в сложном, если не в плачевном, состоянии. Этот факт — свидетельство того, что есть резервы, есть силы. Хорошую книжку издала Лиза Ганопольская… И родила дочку Аню. Если умудренные поэтессы рожают — думаю, дело литературы не безнадежно.

У нас постоянно в теле- и радиоэфире — великие классики северной литературы Юван Шесталов, Юрий Вэлло. Недавно показали фильм «Библия тайги» — это библия от Еремея Айпина.

— Анатолий Константинович, что из прочитанного в последнее время вызвало у вас сильное раздражение?

— Если слово «раздражение» понимать как раздражение читательских рецепторов, а не просто гнев… Что раздражило по-хорошему? В последнее время прочитал по должностным обязанностям книжку питерца Николая Старикова «Шерше ля нефть» — и увлекся. Читаю его четвертую книгу. Автор пристрастен, несколько односторонен, но его взгляды на Октябрьскую, Февральскую революции, Ильича, Керенского, на причины Великой Отечественной раздражили… Если даже не соглашаешься, но читаешь. Мы с автором ведем переговоры — возможно, он приедет на встречу с телезрителями и читателями Тюменского региона. Его точка зрения небесспорна, но, думаю, интересна. Многое новое систематизировано.

— Анатолий Константинович, а что в вашем портфеле? Что в вашей чернильнице?

— Вопрос сформулирован замечательно. Что в чернильнице? Слово «писатель» подразумевает «писатель пишет». Рукой. От руки. Если нет перьевой ручки, с которой мы начинали обучение чистописанию, все равно я считаю: надо писать «от руки». Если ты не «стукач» — не стучишь по клавишам, а писатель — ты должен писать, а не выстукивать, не настукивать. Писатель пишет, а тот, кто выстукивает… термина пока нет. В прошлом году удалось выпустить книжку «Река возвращается».

— Книга автобиографична?

— Пишется не то, что хочется, а то, что пишется. Я так думаю: писатель — организм жизни. Он не проживает чужие жизни… нет. Он живет свою жизнь. Не будем лукавить: у него всего один колодец. Правда, неисчерпаемый. Колодец, который выводит его в космос. Я бы не стал говорить, что «Река возвращается» — автобиографична. Если можно так сказать — автожизненна. Авторизованная жизнь...

Вячеслав ОГРЫЗКО, Людмила ГУБАНОВА
("Тюменские известия", №40 (5017), 11.03.2010).

Все события