Известное не только в городе, но и далеко за его пределами творческое объединение «Школьные годы» готовится к своему тридцатилетию, которое будет отмечаться осенью.
А те слова из известной песни, что и легли в основу его названия, как нельзя лучше подходят к этому многолетнему творческому содружеству. Давно сложился здесь действительно чудесный и уникальный в своём роде ансамбль, вернее, большой и квалифицированный, сложно построенный коллектив.
И выступил он недавно с ежегодным отчётным творческим концертом, на которых, как правило, в зале не бывает свободных мест, посвященный на сей раз 65-летию Победы.
Меня просто поразило, как языком танца просто, так чётко и понятно, безо всякой помпезности, можно осветить такую серьёзнейшую и больную тему, как война. И так всё гармонично было выстроено, что весь спектакль, а это был именно спектакль, а не какие-то отдельные танцевальные номера в «сборном», как их еще называют, концерте, смотрится на одном дыхании.
Марина Прохорова, создатель и бессменный руководитель коллектива, очень не любит говорить о себе. Тем более – попадать в объектив фотокамеры. Так и простояла она все эти концертные часы в самом дальнем конце зала, никому ничего не советуя, и ни во что не вмешиваясь. Всё шло как бы само собой.
Но всё-таки пришлось заставить её вспомнить историю… В 1980 году начались всяческие смотры обычной художественной самодеятельности между школами города. Марина в то время уже занималась танцами, её на эту стезю заманили ещё когда училась она в восьмом классе. И уже просили её позаниматься с маленькими. И на первом же смотре они заняли первое место.
Все удивлялись: откуда взялась такая? А они пошли дальше, и сделали вот тот самый первый танец, который так и назывался – «Школьные годы». Отсюда и название будущего коллектива возникло, потому что это выступление так тронуло старых учителей!
И все четыре года учёбы в пединституте занималась танцами и подготовкой младой поросли. И на факультете общественных профессий. Помогала её становлению Надежда Алексеевна Шабанова, про которую Марина всё время вспоминает с каким-то пиететом, даже благоговением.
Ездила на всякие курсы, куда только можно было попасть, вернее, прорваться. Умудрилась съездить даже на научно-практическую конференцию по русскому танцу, что проходила в Москве еще в 1996 году. Там собрались лучшие коллективы страны. То есть, ездила не столько себя показать, сколько других посмотреть, поучиться. И не только чисто танцевальному искусству, но и истокам его, традициям, истории.
Такие конференции, смотры, учёба проходили и проходят с единственной целью: чтобы не забывали, не теряли драгоценные крупицы именно народной культуры. И, уверена Марина Прохорова, мы ещё не оценили, какой вклад внесли русские хореографы в народную культуру, в духовное наследие. Ездила во Владимир, где ещё живы настоящие русские корни.
Два года назад проходил Международный конкурс «Дни славянской культуры» в Словакии, где и блеснула Юля Чальцева, воспитанница Марины Прохоровой.

Юля не только дочь соратницы Марины Ольги Чальцевой, выпускницы ещё того, первого выпуска, коллектива. Она сама уже вполне сложившийся педагог и хореограф.
А те ведь пять номеров в Словакии – значит, как минимум, пять костюмов. На что нужны, конечно, деньги. Но… Не будем о грустном. В прошлом году – участие в Международном эстрадном конкурсе в Санкт-Петербурге «Цветы России». И таких поездок не счесть… Правда за те, когда хотела и старалась учиться сама, в большинстве платила собственные деньги.
Вот съездила в Турцию, там именно страстно «заболела» восточными танцами, и стала ими заниматься. И уже давно мамы её воспитанниц и воспитанников ходят заниматься экзотическим, но популярным восточным танцем. Не пародией на него, чем многие сейчас в стране занимаются, а настоящим восточным танцем. Между прочим, турецкие специалисты, оценив мастерство Марины Прохоровой, предлагали ей работу в их стране. Очень хорошую зарплату даже предлагали.
Но… Марина Прохорова не из тех. Это не показной какой-то патриотизм, это – её суть. Если хотите, жизненный стержень. Корни её здесь, и столько вложено вот в этих своих девчонок и мальчишек, что с горящими глазами бегут, именно бегут – и в танцевальный зал, и на сцену…

Марина Прохорова:
– Мы всеядны. Это нас и отличает. Все пласты хореографии стараемся осваивать. Вот склонен ребенок к бальным танцам, любит народное творчество, и я, как хореограф, все азы ему этого вида искусства должна преподать. Нет – преподнести. Десять лет мы занимались бальным танцем, благодаря чему и в городе он сейчас процветает. В школе № 1 был открыт класс эстетического воспитания. Да-да, даже такие уроки в программе, в расписании занятий, стояли. Хореография была обязательна. Разве ж это плохо – приобщение к прекрасному?!
Самое интересное, что Марина Прохорова, исповедуя всеядность, как говорится, в танце, то есть, признавая всё, в том числе и чересчур экзотично-современные стили танца, всех приучает работать только на основе классики. И могут ее воспитанницы буквально всё. Надо – вот вам казачий пляс. Всё могут короли и королевы… танца! Дети – это ж как бусинки. Только надо их рассмотреть, понять, и учить на основе многовековых наших и мировых традиций. А для того и самим надо обогащаться.
Творческое объединение «Школьные годы» называется так потому, что школа – это как база, и все время что-то новое там придумывается. Объединение – потому что работает Марина Прохорова давно и плодотворно со своей ученицей, Ольгой Чальцевой, которая ещё и хореограф цирковой студии «Мечта», и со студентами ИГПИ.
И как управлять всем этим сонмом, очень уже огромным, визжащих, галдящих, подчас взбалмошных, но сразу таких серьезных, строгих и подтянутых, когда предстоит выход на сцену, ребятишек, честно говоря, не могу понять… Что называется, им несть числа за эти три десятилетия…
Сергей РАЗУМОВ
("Ишимский плацдарм", № 24 от 16.06.2010).