Поиск
 
 
 
Дата события: 17.04.2007

Фильм о подвиге дочерней любви

Известный питерский режиссер-документалист Константин Артюхов прочно «прикипел» сердцем к Ишиму. В августе прошлого года здесь состоялась презентация фильма «Сибирский сказочник», посвященного земляку ишимцев – Петру Павловичу Ершову. А теперь он берется за съемки нового фильма с рабочим названием «Параша Сибирячка».

Фильм посвящен подвигу дочерней любви Прасковьи Луполовой. Ее отец, прапорщик Григорий Луполов был за провинности разжалован из дворян и отправлен в Сибирь. В 1798 году его семья прибыла в Ишим. Юная девушка, видя страдания родителей, долго умоляла отца отпустить ее в Петербург, чтобы просить помилования у самого государя. Отец уступил просьбам дочери лишь когда ей исполнилось девятнадцать. В сентябре 1803 года Прасковья пустилась в дальний путь, надеясь лишь на Божию помощь.

Путь в три тысячи верст продолжался почти год. Преодолев множество опасностей, она в августе 1804 года достигла столицы. И сумела при посредничестве добрых людей из «высшего света» подать прошение императору Александру I. Его тронул подвиг юной сибирячки. Царь  поручил пересмотреть дело. В результате Григорий Луполов получил разрешение вернуться в родные края, в Малороссию. Прасковья же, следуя обету, удалилась в Божию обитель. Там юная послушница скончалась от чахотки в 1809 году.

История Прасковьи Луполовой в XIX веке была известна всей России, без сословных ограничений. Ее путешествие излагалось и аристократическим языком романов Мари-Софи Коттен и Ксавье де Местра, и простонародным языком дешевых «лубочных» изданий. Не говоря уже о том, что «юная сибирячка» (так называл ее француз де Местр) наверняка стала одним из прообразов пушкинской Марьи Мироновой, героини «Капитанской дочки».

Но двадцатый век отбросил сентиментальность. Образ Прасковьи, получившей милость от православного царя, был неугоден новой власти. И она сделала все, чтобы вытравить память о юной подвижнице из народной памяти. Оказалось – напрасно. В 2004 году в городе Ишиме появился монумент подвигу дочерней любви. Народный художник России Вячеслав Клыков нашел точное и выразительное его воплощение в бронзе – уверенно и смиренно шагающая вперед девушка с иконой на груди и дорожным посохом.

Константин Артюхов, автор множества фильмов о российском культурном наследии, тоже не остался равнодушен к этой истории. В сотрудничестве с питерской фирмой «Кинор» он подал заявку на финансирование фильма в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Полгода длилось томительное ожидание. И вот экспертная комиссия пришла по итогам жесткого конкурса к выводу: фильму быть! Его съемки включены в план мероприятий на 2007-2008 гг. в рамках выполнения федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» и ведомственной целевой программы «Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации».

Это, конечно, большой успех. Значит, история Прасковьи востребована в наш век оскудевающей любви. Фильм продолжительностью 30 минут будет сниматься во всех городах, с которыми связано путешествие Луполовой – в Ишиме, Екатеринбурге, Нижнем и Великом Новгороде, Петребурге… Возможна «итальянская линия». Константин Валентинович нашел у одного питерского коллекционера редкую запись известного композитора XIX века Гаэтано Доницетти. Оказалось, итальянский музыкант тоже не остался безучастным к подвигу юной сибирячки. И написал посвященную ей оперу.

Сценарий же фильма пишется в Ишиме. Татьяна Савченкова, доцент Ишимского педагогического института имени Ершова, можно сказать, вернула российской культуре имя Прасковьи. Ее история и забытые в России произведения Коттен и де Местра опубликованы в книге «Ишим и литература. Век XIX». Она же была главным консультантом Артюхова по фильму «Сибирский сказочник»

Кинопродюсер Галина Маркова, опытный специалист с 20-летним стажем, отмечает, что победа далась непросто. Кинопроекты оценивались и с точки зрения социальной значимости, утверждения гражданских и нравственных идеалов в обществе. И с позиций художественной и культурной значимости, творческого поиска в киноискусстве. Еще один важный критерий – актуальность и востребованность фильма российским обществом. Эта востребованность будущей ленты подтверждена не только победой в конкурсе. «Сибирячка» уже получила статус «Национального фильма», о чем свидетельствует соответствующее удостоверение.

Дело теперь за немногим – командой: «Камера! Старт!»


Геннадий КРАМОР.

На снимке: Константин Артюхов на съемках в Ишиме весной 2005 года (из архива режиссера).

Все события