Пройти мимо его картин, не остановившись, просто невозможно. Ваше внимание привлекут не знакомые до боли ишимские пейзажи, а совсем чуждые нам вулканы, рыболовецкие траулеры и сами промысловики с богатым уловом. Камчатка - самая большая любовь в жизни художника Владимира Лихачева. Романтик и искатель приключений, покорять море он начал в 40 лет. А рисовать - еще в школе. О своей непростой судьбе живописец, 7 лет назад окончательно осевший в нашем маленьком городке, рассказал за чашечкой чая.
ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ
Наше знакомство началось с традиционной общегородской выставки "Палитра Ишима", точнее - после нее. Художник сам позвонил в редакцию и сообщил, мол, мы неверно поняли смысл его картины "Хорошее настроение". Как оказалось незнакомка с натруженными руками и бутылкой кагора на портрете - двоюродная сестра живописца Зоя, живущая в Алтайском крае и по велению души автора ставшая вдруг олицетворением русской женщины. Указав на наши ошибки, Владимир вдруг пригласил меня в гости - мол, приходите, сами посмотрите на мои работы, ведь то, что есть в музее - лишь малая толика… Я согласилась.

И вот таксомотор привез меня к дому художника. Зашла в подъезд и - обомлела. Чисто и светло, на окнах занавески и живые цветы, стены - картинная галерея. Разглядывая полотна, на нужный этаж поднималась долго, и все думала: "Надо же, какие хорошие люди здесь живут, такой порядок поддерживают, да и не ворует никто ничего и не портит". Как выяснилось позже, инциденты все-таки были.
Владимир Лихачёв приехал в Ишим (на родину супруги) в 2003-м и сразу начал обустраиваться. Как человек творческий, решил привести в порядок не только квартиру, но и всё окружающее пространство.
- Картины излучают музыку, положительную энергию, я же всегда нелегально борюсь за хорошее настроение, - пояснил мне Владимир. - А когда человек заходит в подъезд, а там вместо загаженных лестниц, окурков и разбитых лампочек - свежая побелка, герани в горшках и пейзажи в рамах, ему сразу на душе становится радостно и тепло, человек понимает: он уже дома.
Но в 2006-м две картины из подъезда вдруг исчезли. Позже милиции удалось найти лишь одну из них. А когда для материалов уголовного дела потребовалась оценка стоимости украденного и возвращенного полотна, сыщики попросили помощи у местных искусствоведов. Так несколько лет назад в музее узнали о новом ишимском художнике Владимире Лихачеве.
СУДЬБА РОМАНТИКА, или МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
- Сам-то я не ишимец, - рассказывает художник, листая альбом с фотографиями своей молодости, - родился в городке Нижнеудинск Иркутской области, долгое время жил рядом с самым прекрасным и таинственным озером мира - Байкалом. В школе мечтал быть моряком, геологом, а еще - поработать на заводе имени знаменитого однофамильца Д. Лихачева. Почти все мечты сбылись, кроме завода. Правда, жизнь занесла меня на другое крупнейшее предприятие страны.
- А художником быть не мечтали?
- Нет, но творчество всегда со мной. Еще когда был совсем маленьким, увидел у брата акварель и решил попробовать. Первый мой рисунок изображал трактор. А потом, где бы я не оказался, всегда делал зарисовки и наброски, и, конечно, много фотоснимков, чтобы потом подарить черно-белым пейзажам новые краски уже в картинах.
Впервые на Камчатку Лихачев попал, когда его призвали в армию. И за три года службы он так полюбил этот нетронутый, дикий край с богатейшей природой, что, уезжая, загадал - непременно вернется. Потом судьба забросила Владимира в Тольятти, на гремевший на всю страну Волжский автогигант. Там с 1972 по 1980-й наш герой трудился на главном конвейере - собирал доступную далеко не каждому советскому гражданину "копейку", потом "двойки", "тройки", а когда на АвтоВАЗе запустили производство первой "классики" и "Нив", вдруг решил уехать. Хотя, как говорит, Владимир, в Тольятти он не только стоял "у станка". Был он также парторгом, занимался гиревым спортом, а по вечерам подрабатывал грузчиком и делал огромную стенгазету для своего цеха (где работало почти 2 тысячи человек!) под названием "Машиностроитель". Вот уж где размах для творчества, которое обязательно оценят. Так, в рубрике "Юмор" коллеги и без фамилий всегда узнавали прогульщиков и выпивох, точно изображенных рукой Лихачева. Смеялись и над стихотворными шедеврами газетчика из разряда "Наша Таня громко плачет - ее вызвали в партком". И, естественно, Владимир всегда рисовал - порой даже по ночам, вместо сна и отдыха.
Вот только жажда странствий манила его дальше. Бросив все, он вдруг уезжает в холодный Норильск - помбуром в геологоразведку. А потом и дальше - на северные золотые прииски. Однако, вдоволь наглядевшись на красоты девственной тайги и близко познакомившись с голодной мошкой и комарами, он неожиданно решает отправиться туда, где не был многие годы - на Камчатку. Край вулканов, сопок и горячих гейзеров дружелюбно встретил скитальца. Поначалу устроившись на стройку, Владимир быстро понял - это не его, и, будучи по натуре рисковым парнем, в 40 лет начал осваивать море. Сначала окончил курсы матросов, потом рыбопромышленный вуз по специальности "Мастер добычи", и - вместе с бригадой таких же романтиков - стал ходить на траулере за крабами и красной рыбой.

ЛЮБОВЬ МОЯ – КАМЧАТКА
Познать мир, как можно больше увидеть и обязательно делать что-то самому - для Владимира Лихачева это если не девиз, то - жизненное кредо. Его дети - такие же талантливые (кто прекрасно поет, а кто и рисует) - давно разлетелись по далеким краям. Дочери Екатерина и Людмила - в Москву, сын предпочел остаться на Камчатке, а внучку Дарину любовь к путешествиям и связанная с туризмом работа забросила в Австрию.
Но Владимир не грустит оттого, что редко видит своих близких - ему некогда. Он всегда занят - то строительством камина кому-то из друзей, то ремонтом, то бурением скважин, а теперь вот и собственной дачей, которая больше напоминает шикарный терем, увитый резным кружевом с коньком-горбунком на крыше и уже готовым местом для настоящей жар-птицы. И, само собой, много времени у Владимира, ныне уже находящегося на пенсии, остается на живопись. В его небольшой квартире нет свободных стен - вот портреты родственников: мама, папа, внуки и т.п., вот - двое влюбленных на солнечном камчатском пляже, а это уже цех по переработке красной икры... Медвежонок-камчадал у бурной речки, берег зеркального Байкала, рыбаки, тянущие полные бьющегося еще улова сети. Оказавшись дома у Владимира Лихачева словно совершаешь виртуальное путешествие во времени и пространстве. Жаль только, что в наши времена реально побывать на Камчатке в разы дороже отдыха на турецких или египетских пляжах...
Отчасти именно из-за финансовой стороны вопроса, Владимир не знает, когда еще окажется в разбередивших когда-то душу краях. А потому выезжает летом за город и рисует ишимские пейзажи на пленере, а камчатские - восстанавливает дома по памяти и фотографиям. Вместе с грамотами и дипломами художник бережно хранит и талисманы, подаренные ему когда-то каряками и даже планирует изобразить представителей этой национальности на одной из будущих картин.
Сам живописец говорит, что его задача - донести до окружающих, как прекрасна и уникальна наша природа, показать ее во всем великолепии. Однако нередко Владимир рисует и людей, особенно любит изображать детей. Мне же больше всего запомнилась маленькая серьезная девочка на его картине, сажающая крохотное зеленое деревцо. "Расти они будут вместе", - коротко пояснил Владимир.
В ближайших планах у мастера - договорится с музеем и другими виртуозами карандаша и кисти и организовать выставку, посвященную "нашим малышам".
- Участвовать в "детской" выставке должны не только профессиональные авторы, но и само подрастающее поколение, - поясняет В. Лихачев, - Хотелось бы рядом с полотнами маститых художников поместить рисунки начинающих авторов и просто ребят - детсадовцев и школьников.
Осуществится ли задуманное - пока неизвестно. Но если этой выставке суждено случится, думаю, обязательно стоит на ней побывать.
В гости к художнику ходила Елена СВЕТЛОВА.
(«Ишимский плацдарм», № 3, 19.01.2011).