Поиск
 
 
 
Дата события: 20.03.2014

Встреча с главой города – о судьбе башни и будущем «сквера советской истории»

18 марта глава г. Ишим Фёдор Шишкин встретился с директором Культурного центра П.П.Ершова Надеждой Проскуряковой и главным редактором краеведческого альманаха «Коркина слобода» Геннадием Крамором. На встрече обсуждались вопросы сохранения культурно-исторического наследия города.

Главной темой обсуждения стала судьба бывшей водонапорной башни на станции Ишим. Как известно, она попала в зону строительства нового путепровода через Транссибирскую магистраль. 20 января 2014 года начался её демонтаж, который по предложению главы города остановлен на уровне первого яруса (около 7 м от нулевого уровня). Такая высота сооружения не мешает строителям виадука.

«Конечно, можно разобрать башню до основания. Но хотелось бы сохранить этот кусочек нашей истории. Здесь хорошо сохранились полукруглые своды окон, дверей, железная лестница. Мы с Николаем Александровичем (Руссу, генеральный подрядчик строительства виадука. – Прим. авт.) решим вопрос, как устроить крышу, установить новые окна и двери, забетонируем пол, и можно будет после завершения благоустройства территории использовать этот объект на благо города», – сказал Фёдор Борисович.

Многие горожане с болью в сердце наблюдали процесс разрушения башни. Её полный снос казался неизбежным. И такое компромиссное предложение главы города краеведы приняли с благодарностью. Были высказаны предложения по дальнейшему использованию оставшегося помещения площадью около 56 кв. м.

Здесь можно открыть экспозицию, посвящённую истории станции Ишим. Такой экспозиции пока нет в городе. Размещение её в башне более чем уместно, – ведь когда-то она, будучи самым высоким сооружением станции, «видела» всё происходящее вокруг. Это и поезд с последним русским императором, прошедший в 1918 году, и события Гражданской войны, и поезд с героями «челюскинской» эпопеи 1934 года, и уходящие на фронт эшелоны с новобранцами 1941-1942 годов, и участники фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, и первый электровоз, пришедший в 1985 году… Центром экспозиции может стать макет станции, какой она была в 1913 году, с действующими моделями паровозов и уменьшенной копией самой башни.

Также на встрече обсудили возможность создания в квартале улиц Ленина – Гагарина – Луначарского – Советская своеобразного «сквера советской истории». Идея эта не нова – ещё в конце 1990-х годов специалисты московского Института наследия им. Д.С.Лихачёва предлагали создать в Ишиме ретро-парк, куда можно было бы собрать агитационную и парковую скульптуру советского периода. К сожалению, этот проект не был реализован. Железнодорожный парк, где предполагалось открыть такой ретро-парк, теперь утрачен для города, городской парк также реконструирован. Зато Первомайский сквер (такое имя носит эта площадь с 1920 года) идеально подходит для создания ретро-парка в миниатюре.

Здесь уже стоит памятник В.И.Ленину работы академика Н.В.Томского. Рядом – братская могила советских работников, погибших в Гражданскую войну в 1919 году и во время Западно-Сибирского крестьянского восстания в 1921 году. Неподалёку от них похоронен в 1926 году П.А.Тарсин, ответственный секретарь Ишимского окружного исполнительного комитета. Здесь же в 1925 году поставлен один из первых в стране памятников Ильичу – бюст, который впоследствии был перенесён к Дому пионеров, а после продажи этого участка лишился постоянной прописки. Его также можно вернуть в этот сквер, как и памятник жертвам трагических событий 1921 года, а также собрать сюда уцелевшую парковую скульптуру середины ХХ века.

«Нам не нужно стесняться нашей истории, какой бы драматической она ни была, нужно стесняться её незнания, – подчеркнула Надежда Леонидовна. – Сквер с памятниками советской истории был бы живым напоминанием об этой эпохе и стал бы одним из объектов туристического показа в нашем городе».

Эти предложения были приняты в работу. Надеемся, что в скором времени наш город украсится ещё двумя достопримечательностями.

Геннадий Крамор.

 

 

Проектное предложение:

 

Вид башни в настоящее время:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все события