Поиск
 
 
 
Дата события: 28.01.2017

То, что задумывал сказочник Ершов, получает жизнь

В селе Ершово Ишимского района строится дом Божий, архитектурное чудо! Храм на малой родине всемирно известного писателя – особый. В возведении первого «образца» активное участие принимал сам Петр Павлович Ершов.

Свидетельство тому – архивные документы, хранящиеся в фонде Тобольской духовной консистории, объем которых составляет 112 листов! Они включают прошения, донесения, сопроводительные бумаги Ершова, указы Тобольской духовной консистории и резолюции Тобольского губернского правления, приговоры Черемшанского волостного правления и рапорты Ишимского земского суда, личные прошения крестьян епископу Феогносту, проект храма... С документами много и кропотливо работала ишимский ершововед, кандидат филологических наук Татьяна Савченкова.
Благие думы и деяния

Сохранились и письма Ершова, которые являют его искреннюю заинтересованность в возведении храма. К примеру, будучи директором училищ Тобольской губернии, в одну из поездок в ноябре 1858 года он пишет жене: «В 6 часов мы были со смотрителем в Безруковой (до 1960 года деревня носила такое название, а затем по указу Президиума Верховного Совета РСФСР переименована в село Ершово. – Прим. авт.), месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моем содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течение трех лет вносить по руб-лю серебром с человека (а их, душ, примерно до 800), что в три года составит до 2 500 руб-лей серебром. Мое дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они выбрали то самое, где был комиссарский дом, то есть именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее мое желание и освятится место моего рождения и восхвалится имя моего Святого... А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Все это составило для меня 22 число одним из приятнейших дней моей жизни».

И вершил все это Петр Павлович из внутренних побуждений! Его университетский друг и первый биограф Андрей Ярославцов отмечал: «любовь к Отчизне, патриотическое чувство в Ершове равнялось с его религиозным благоговением». Обще-известно, что Ершов перевел Ветхий Завет с церковнославянского языка на русский в 1854 году. Немного ранее с французского – одну из частей книги немецкого романтика Клеменса Брентано «Крестные муки Гос-пода Бога Иисуса Христа».

А Татьяна Савченкова уверена, что его многолетняя работа над переводами книг Священного Писания и углубляющееся с годами религиозное чувство не могли не сказаться и на разных уровнях художественного строя «Конька-Горбунка», и в прекрасных образцах его духовной лирики, и в замечательном эпистолярном наследии. Татьяна Павловна написала уникальный труд «П.П. Ершов. Летопись жизни и творчества (1815–1869)». По ее мнению, одним из бесценных источников составления летописи явился церковный календарь «Памятник Веры», который передала в Тобольский музей внучка поэта Надежда Берникова. Этот календарь содержит выписки Ершова из церковных книг с указанием источников, которые он делал на протяжении 20 лет...

Будучи больным, Ершов, по свидетельству очевидцев, пожертвовал на строительство храма золотую цепь от часов, дарованных ему цесаревичем Александром Николаевичем...

При земной жизни Петр Павлович не увидел завершенного храма. В одной из монографий Татьяна Савченкова поделилась исследовательскими находками: «Проект деревянного Петровского храма, по которому впоследствии строился каменный, разработан в Тобольском губернском строительном правлении тридцатипятилетним архитектором Дмитрием Черненко, заслуги которого как строителя Тобольского тюремного замка считались общепризнанными еще в 1856 году… Одноэтажное здание храма в стилевом отношении представляло эклектическое соединение примет так называемого русского стиля, сформировавшегося в России в 30–50-е годы XІX века с барочными и классическими элементами… При «переводе» деревянного храма в каменный облик его стал несколько иным. Восьмигранный шатер приобрел опору в виде мощного куба с ярусом звона... Изменилась форма куполов главного объема, трансформировавшаяся из круглой в восьмигранную шлемовидную... В целом храм приобрел некую приземистость и тяжеловесность, но вместе с тем и особую монументальность. Он стал очень выразительной доминантой бескрайней лесостепной равнины, на которой и расположилось село Безруковское с рядом деревянных домиков».

В 1935-м церковь закрыли, в 69-м окончательно разрушили. Некоторые воспоминания старожилов села о храме все же имеются. Григорий Карпов вспоминал: «В церкви было три входные двери, две из которых открывались только на Пасху и Егорьев день. Церковь была очень богатая по росписи и наличию икон». Еще уцелела храмовая икона Петра Столпника, которую сохранила уроженка села Наталья Белова (копию с иконы можно увидеть в культурном центре Петра Ершова в Ишиме).

По воспоминаниям Софьи Шастуновой, директора Ершовской школы с 1966 по 1984 годы и активного инициатора «рождения» школьного музея, судьба церкви на малой родине сказочника волновала всю культурную общественность. Так, исследователь жизни и литературного наследия Ершова Виктор Утков из Москвы вел с активистами музея переписку, постоянно пополняя их фонды. В одном из писем от 29 июня 1982 года интересуется: «Сохранилась ли церковь и что в ней сейчас? Если же церковь не сохранилась, то можно ли определить место, где она находилась и, может быть, следует поставить вопрос об установке какого-либо памятного знака (мемориальной доски) на этом месте».
Сияние золотых куполов

По инициативе работников Ишимского историко-краеведческого музея в селе Ершово были проведены раскопки и обнаружен фундамент храма. В марте 1998 года поставлен памятный деревянный крест, а позже в другом месте возведен бревенчатый сруб храма. В июне 2008-го краевед Геннадий Крамор рассказал в местной газете: «В настоящее время уже выведены стены храма и кирпичной колокольни, начато сооружение крыши. И вот – радостное событие. 27 мая из города Трехгорного Челябинской области привезены три купола и кресты для колокольни, покрытые нитридом титана – аналогом позолоты, устойчивым к атмосферным и климатическим влияниям. На следующий день купола были установлены, и уже сейчас окрестности Ершова озаряются их сиянием, видным издалека».

Увы, годом позже случился пожар, уничтоживший деревянное строение.

Директор культурного центра Ершова Надежда Проскурякова с единомышленниками неоднократно поднимала вопрос о строительстве нового храма. И вот на ее прошение и ходатайство благочинного Ишимского округа, настоятеля прихода храма во имя Святителя Николая протоиерея Владимира Ашмарина у архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия «благословить Ишимскому благочинию включить в программу строительства храмов церковь во имя св. Петра Столпника в селе Ершово» получено добро. По этому случаю на малой родине писателя 27 апреля 2011 года состоялся сельский сход. Был сформирован приход, старостой общины селяне выбрали Лилию Филимонову.

Реформы и перемены в духовной жизни повлияли и на планы дальнейшего возрождения святыни. Первоначально на повестке дня встал финансовый вопрос. Благо, у ишимцев есть московский друг и меценат Сергей Козубенко. С его именем связано возрождение большого литературного праздника, вручение Международной литературной премии за лучшие книги для детей и юношества на Ишимской земле, возведение памятника Ершову в год его 200-летия...

12 июня 2016 года в селе Ершово епископ Ишимский и Аромашевский Тихон освятил новое место строительства храма (то самое, где был прежний фундамент). Опасения старожилов, связанные с местом строительства, развеялись, когда обелиск воинам, павшим в Великую Отечественную войну, сохранив и отреставрировав, бережно перенесли к Дому культуры. А на месте, где некогда располагался первоначальный храм Петра Столпника, душу и силы в который вложил сам Петр Ершов, в четырехмесячный срок вырос новый – добротный, краснокирпичный. Возвели его уже до самой крыши.

Вскоре несказанно преобразится место рождения Петра Павловича, на которое, уверена, многие захотят взглянуть. Ведь настенную роспись планирует выполнить друг Сергея Козубенко Никас Сафронов, который неоднократно становился почетным гостем нашего города на церемонии вручения литературной ершовской премии. Действительно, имя сказочника уже третье столетие нетленно и обладает необъяснимым магнетизмом. Это ли не чудо?!

Наталья Кутырёва.
Фотографии автора и из архива Шастуновых.
(«Тюменская область сегодня», 28.01.2017, №13 (4304).

Все события