Заглавная
Учреждения
Новости
Галерея
Карта сайта
Мы рады приветствовать вас на сайте, который рассказывает о
П.П. Ершов культурных учреждениях города Ишима.
 
События
Дата события: 01.06.2014
"Зори Тюмени" и ансамбль "Санрайз" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 25.05.2014
Ишимский театр - "Чехов про...". Подробнее...
Дата события: 24.05.2014
"Ершовские дни" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 22.05.2014
"Первые цветы" - концерт "Хорошее настроение". Подробнее...
Дата события: 20.04.2014
"Радуйтесь, люди, Христос воскрес!". Концерт в ГДК. Подробнее...
Дата события: 16.03.2014
Мега-баттл в ККЗ. Подробнее...
Дата события: 09.03.2014
Выставка собак породы хаски. Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Концерт ансамбля А.Заволокина "Вечёрка". Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Праздничный концерт "Внимание, март!" Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Вечер отдыха "Сегодня праздник у девчат" Подробнее...
Дата события: 06.03.2014
Конкурс "Агент 008". Подробнее...
Дата события: 16.02.2014
Кукольный спектакль "Конёк-Горбунок". Подробнее...
Дата события: 14.02.2014
Выставка-продажа "Индийская ярмарка" в КЦ Ершова. Подробнее...
Дата события: 13.02.2014
Спектакль "Императрица". Подробнее...
Дата события: 09.02.2014
Конкурс "Семья ветерана". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Концерт "Три тенора - Всё о любви". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Вечер встречи выпускников Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Ишимский театр - спектакли в феврале. Подробнее...
Дата события: 31.01.2014
Торжественное мероприятие, посвящённое 70-летию снятия блокады Ленинграда. Подробнее...
Дата события: 25.01.2014
Ишимский театр в январе 2014 г. Подробнее...
 
Поиск по сайту:
 
 
27.03.2013
У Ишима - звание города театрального

Наверное, у домов, как и у людей, есть предназначение. В 1964 году в г. Ишиме на ул. Казанской в микрорайоне, называемом в простонародье «хутор», в одноэтажном белокаменном здании был открыт кинотеатр «Мир». В 1995 году помещение отдано детскому центру «Мир музыки», а с 2010 года здесь расположился Ишимский театр.

У этих учреждений - своя история, своя ниша в социокультурном пространстве г. Ишима. Долгожитель в этой сфере - театр. Мы гордимся тем, что такой не большой город, как Ишим, может похвастаться стабильно и качественно действующим театром!
 

Заслуга каждого режиссера

Отправной точкой городского театра принято считать 1919 год, когда Ишимский военно-революционный уездный комитет принял решение о его создании. В конце ноября этого года заведующий и режиссер Александр Васильевич Чернов начал формирование труппы из профессиональных и самодеятельных артистов. В помещении магазина братьев Кутыревых (ныне магазин № 2 на ул. Луначарского) были оборудованы сцена и зрительный зал на 320 мест. Первый спектакль состоялся 18 декабря. Через год в театре играло 20 актеров, работали декораторы, гримеры, создан оркестр из 10 человек. В репертуаре - пьесы: «Власть тьмы» Александра Островского, «Женитьба» Николая Гоголя, «Дядя Ваня» Антона Чехова и другие. Театру было присвоено имя А.В. Луначарского.
 
Во все времена в Ишиме тепло принимали на гастроли труппы известных театров, успешно давали представления и свои коллективы. В 30-е годы двадцатого столетия сложилось два сильных самодеятельных драматических коллектива - в клубе железнодорожников и в городском Доме культуры. Последний в 1944 году получил статус театра (директор М.Ф. Тарасов), но в мае 1949- го театр по ряду причин закрыли. Однако уже через год энтузиаст Степан Михайлович Федоров вновь собрал артистов в любительском кружке ДК.

В 1954 году Ким Аркадьевич Осинцев, директор ГДК, пригласил из Минусинского драмтеатра актера и режиссера Игоря Георгиевича Букина. 30 октября 1959 года букинскому коллективу присвоено звание народного за спектакль «Барабанщица» по пьесе А.Солынского. Многие спектакли в ишимском театре жили подолгу. Так, «Эзопа» ставили около 70-ти раз и всегда играли на порыве вдохновения, в чем заслуга режиссера Михаила Стафеева. Пьеса В. Шукшина «До третьих петухов» стала последней у состава народного театра ГДК в 1994 году.
 
В 1997 году труппа под руководством Данила Султанова выдала первый полноценный спектакль - трагикомедию «Самоубийца» Николая Эрдмана. Театр получил и название - «Зеркало». В апреле 1999-го на областном фестивале «Рампа дружбы» спектаклем «Некто в котелке» по Алану Милну коллектив подтвердил звание народного и получил диплом 2 степени.

Яркие страницы в театральную историю Ишима вписали и режиссеры: Валентина Егорочкина, Семен Клебанов, Михаил Волковец, Елена Семенас, вписывает сегодня Данил Султанов, убежденный, что «Театр жив, театр будет жить!» Д.Султанов вернул Ишиму звание города театрального, которое вдруг в какое-то время стало утрачиваться.


Время в «Зеркальном» отражении

Театр в судьбе Данила Султанова появился очень рано. В четвертом классе мальчишка попал в театральную студию в родном городе Сысерть Свердловской области - родине сказочника Бажова. Так вот в его жизни и случилось, на родине одного сказочника родился, на родине другого - Ершова - в нескольких ипостасях успешно работает в сфере культуры. Данил Илдарович - «и швец, и жнец, и на дуде игрец»: режиссер и ведущий артист не только Ишимского театра, но и сценарист, непревзойденный по эмоциональности ведущий городских массовых праздников. Есть и основная работа: из хлопотного кресла генерального директора «Объединение городской культурный центр» переведен в еще более ответственное - председателем комитета культуры, и около года - заместитель директора департамента по социальным вопросам. «Вся жизнь - сказка!», - реагирует смехом на замечание о Бажове и Ершове. На сцену впервые вышел на утреннике во 2 классе в роли Волка. Активнее стал выступать, будучи старшеклассником. О театре серьезно не думал, как и о работе в сфере культуры. К такому выбору подтолкнула мама, Муслима Галимовна. В 1995 году окончил Тюменский государственный институт культуры, в 1998 - Екатеринбургский государственный театральный институт (мастерская профессора Анисимова) по специальности «Руководитель муниципального театра».
 
Театральной студией в Ишиме Султанов руководит с 1991 года. Сам для себя и коллектива ввел правило: ежегодно к 27 марта - к Международному дню театра - выдавать по новому спектаклю. «Вообще День театра я жду каждый год, - признался Данил Илдарович. - Жду - через творческий период подготовки спектаклей, жду самого театрального действия. Наверное, замечаете, что ишимцы театр любят. Они приходят, смотрят, выражают эмоции, щедро награждают аплодисментами. Вообще когда на сцене идет действие, всегда волнуюсь, за свои постановки - вдвойне».

А чтобы был интерес, было кому себя показать и получить оценку не только зрителя, но и профессионалов, учредили фестиваль - Ишимские театральные игрища. «Зеркало» - неоднократный их лауреат в номинации «Народный театр», дипломант разных степеней. В 1993 году на Игрищах, получивших статус областных, самому Данилу Султанову присвоено звание «Лучшая мужская роль». В 1994 году театральная студия со спектаклем «Беда от нежного сердца» по пьесе Владимира Сологуба на областном театральном фестивале в г. Тюмени заняла 1-е место. В этом же году Султанов официально назначен режиссером народного самодеятельного театра «Зеркало». Ишим тогда выступал центром притяжения, центром учебы для театров из близлежащих районов. Но, забегая вперед, скажу: просто жаль, что этого праздника в середине двухтысячных лишились и зрители, и доморощенные актеры из театров Приишимья, ведь гастроли у них не часты, и режиссеры, потому что для них мастер-классы просто необходимы.

Я хорошо помню премьеру спектакля «Беда от нежного сердца» 27 марта 2008 года - с обновленным актерским составом. В труппу «Зеркала» вернулись корифеи, игравшие еще у режиссеров - Букина, Стафеева. В зале ГДК - аншлаг. Фабула водевиля не затейлива: состоятельному мещанину Золотникову (Константин Ларичев) нужно женить сына Александра (Михаил Ильин). С этой целью он приезжает в Москву к бывшей даме своего сердца Дарье Семеновне (Нина Малюк), чтобы посватать её дочь Машу. Однако сын озадачивает нежным отношением и к Маше (Анна Коровина), и к Кате (Наталья Денисова), и к Настеньке (Любовь Лам), в каждой находит добродетели. Но выбор делать надо... Отец приходит на помощь сыну, чтобы отличить истинное чувство от корысти. Игра актеров по-настоящему увлекла всех, зрители аплодисментами благодарили за мастерство. Интересно, что в 1990 году Данил Султанов сам играл главную роль - Александра - в этом спектакле, на этой же сцене городского Дома культуры. Тогда режиссером-постановщиком был Михаил Волковец. И султановское прочтение пьесы отличалось многими акцентами. Как объяснил сам Д.Султанов, в прошлой постановке всё крутилось вокруг Александра, он держал игру. А сейчас мы увидели именно ансамбль, раскрытые характеры каждого героя в психологически накалённой атмосфере. Взят материальчик уже знакомый, но показан с учетом способностей каждого актера. Пристрастие к классике у Султанова, сохранившееся и до сего времени, вполне объяснимо: она вечна и современна на каждый момент, через неё просвечивают и сегодняшние проблемы нравственности. Вроде бы - другая эпоха, и не про нас, а задуматься заставляет.
 
Это был первый спектакль, где использовалась музыка ишимского автора. Написал её Сергей Глухих, заслуженный работник культуры РФ, руководитель образцового коллектива «Робинзоны». Музыка рояля, лейтмотив которой - романсовое начало, удачно вливалась в тему, композицию. Актеры умело под неё мелодекламировали.

И в оформлении сложился ансамбль. Рождают спектакль режиссеры, актеры, но пока он дойдет до зрителя, приложат руки дизайнеры, костюмеры, художники. В ГДК эти звенья надежны: творчески работали художник по костюмам Любовь Евдошенко, художник Владимир Филатов и другие. В ходе постановки проверился и артистический, и организаторский талант тогда еще и художественного руководителя народного театра «Зеркало» Надежды Лам.

С этого времени в режиме работы театра появилось и еще одно новшество: репетировали по два спектакля одновременно. Комедию и водевиль «Зеркалом» сыграли, очередь - за драмой. Султанов выбрал эмоционально сильную - «Забыть Геростата» Горина. Григорий Горин много и плодотворно писал для театра. Пьесы «Забыть Геростата!», «Тиль», «Поминальная молитва», «Кин IV», «Чума на оба ваши дома» пользовались огромным успехом у зрителей. Параллельно восстанавливали спектакль по пьесе К. Гальдони «Слуга двух господ» . Премьеры прошли в октябре и ноябре соответственно. Для постановки детской сказки «Все мыши любят сыр» был приглашен режиссер, актер Тобольского драматического театра К.Орлов.

К концу 2008 года в репертуаре театра «Зеркало» было четыре спектакля. И в городском Доме культуры стали практиковать театральные пятницы. «Зеркало» засияло: за год было дано 22 спектакля, в труппе - 21 актер, работают звукорежиссер, звукооператоры, художник, костюмер, композитор, администратор, декораторы.


От пятниц - к профессиональному театру

В одном из интервью Данил Илдарович говорил мне: «Я все-таки пришел к мнению, что в городе надо открывать профессиональный театр. Пусть пока на базе не профессиональных актеров создать репертуарный театр, чтобы раз в две недели или в другие сроки проходили спектакли. Это у меня давнишняя мечта. Одни хотят смотреть, другие - играть. И сейчас, когда вернулись опытные актеры, у меня налажена личная связь с режиссерами, есть такая возможность. Мы готовы пригласить на работу молодых специалистов, которые заканчивают профессиональные учебные заведения и самозабвенно хотят творить. Состояться ведь в провинции проще, чем на столичных сценах».
 
Мечта режиссера Султанова к сегодняшнему дню осуществилась по многим пунктам. Есть теперь в Ишиме отдельное здание с обозначением крупными буквами «Ишимский театр». Хотя, когда в начале 2010 года «Мир музыки» переехал в другое место, и Данил Илдарович предложил отдать помещение под театр, многие посчитали это абсурдом. Даже друзья и знакомые с легкой иронией отнеслись к мысли об открытии театра. Но режиссер и артисты убедили руководство, чтобы дали возможность попробовать. Пробы перетекли в наглядную реальность: театр живет и действует! В «Мире музыки» понадобились совсем не значительные перемены, чтобы создать мир театра: поменяли одежду сцены, на заработанные от гастролей деньги оформили гардероб и костюмерную. Бывший актер, художник Василий Пархоменко написал для стен зрительного зала портреты знаменитостей: Александра Пушкина, Петра Ершова, Николая Гоголя, Александра Островского, Антона Чехова и Константина Станиславского. В зале - необычная мобильная сцена. Без кулис, она овалом выдается в зрительный зал, что создает эффект участия зрителей в действии. Разноплановые тканевые декорации на заднике можно легко раздвигать, драпировать, кажется, что за ними - большое пространство, а там на самом деле два «кармана», позволяющие артистам легко, без лишних движений по сцене, заканчивать либо начинать мизансцены.

В штате только режиссер - постановщик, специалист по театральной деятельности, сторож и вахтер.

- У всех артистов есть основная работа, но это ничуть не отражается на качестве их игры, - рассказывает Данил Султанов. - Актеры выкладываются полностью. Мы сейчас работаем на свой авторитет, чтобы ишимцы не просто знали, что есть театр, но и поверили, что он - ничуть не хуже, чем приезжий. На сцене надо собираться максимально. Это понимает каждый. Времени на раскачку, на учебу, на какие-то свои амбиции нет. Жестко все: не играешь - до свидания. Ты думаешь вместе со всеми. Открывается словно второе дыхание. Коллектив сегодня - семья. Про каждого могу сказать много добрых хороших слов.

Султанов называет артистов, и они расцветают улыбкой благодарности в ответ. Из стажистов, которые цементируют каждый спектакль, - Константин Ларичев, Нина Малюк, Юрий Амрин. Удачно влилась в коллектив Галина Богданова. Опыта набралось уже и молодое племя: Яков Рыбаков, который, по мнению режиссера, может играть все роли и никогда не будет на заднем плане, Роман Алхимов, на котором и свет, и звук, и роли, и оформление декораций, Коля Фролов окончил Омский колледж искусств, как режиссур решил связать свою судьбу с театром профессионально, Мария Чупина, Юлия Маркеева, Александра Мешалкина и другие. Организацией спектаклей занималась специалист по театральной деятельности и по совместительству артистка Ольга Дрейт. Сейчас она ушла в декретный отпуск, и обязанности менеджера возложили на Юлию Маркееву.

В вопросе о театральной школе, которой придерживается, режиссер Султанов вначале очень категоричен: «Станиславский гениально сказал, что на сцене происходит не просто словоговорение, а взаимодействие каких-то энергий. И театральная школа может быть только одна - Константина Станиславского. Хотя, - все-таки потом соглашается со мной, - у каждого режиссера - свой подход. Валентина Егорочкина, Игорь Букин, Михаил Стафеев, Михаил Волковец... Это были столпы режиссуры в городе, они держали театральные коллективы, ставили массовые сцены. Я же по стилю - минималист... На уровне анализа каждого характера мы добиваемся образа.

- Да, подход у режиссеров разный, - подтверждает артистка Нина Малюк. - Я начинала в театре у Михаила Стафеева в 1975-1978 годах. Конечно, другое время было, спектакли были другие. Схожи они с Султановым в том, что Стафеев тоже никогда не разводил сцены: иди туда, сделай то, покажи так... Давал право выбора. А у меня вся жизнь - на сцене. Хореограф, окончила Тобольское училище искусств, и Тюменский институт культуры и искусств по специальности «режиссер массовых представлений». В театре был перерыв. Но потом вернулась. В шутку просилась к Султанову, передразнивая Елену Воробей: «Ну, возьми меня в театр». Интересно было за работой Данила Ильдаровича наблюдать. Он редко меня хвалит, но и не ругает, как-то бережно ко мне относится. И вдруг кураж... Без театральной сцены - уже не жизнь. 5 октября 2010 года зашли в это здание. Казалось, холодно и не уютно. Но вот обжили, свои руки приложили к обустройству, все такое родное. Я такая счастливая, когда выхожу на сцену. В «Слуге двух господ» я не знала, куда идти. Режиссер подвигал на прочтение характера Дарьи Семеновны, но ничего не показывал. А мне для большей уверенности очень хотелось, чтобы он показал, а я бы сделала. А сейчас получаю удовольствие от того, что делаю.

Хотя и сейчас жду его оценок.

- Но зато потом сама поняла, где руки, а где ноги..., - перебивает Нину Алексеевну Данил Илдарович. - И начинаешь думать. «Слугу» много лет играем, а я читаю, смотрю и понимаю: вот здесь уже другое прочтение, время другое...

- Раньше Данил Илдарович говорил, что в сценах должны быть крючочки, все одно за другим цепляется в единый сюжет, - продолжает Нина Малюк. - Что же это за крючочки? Как посмотреть, где они? А потом поняла - он импровизирует, и ты за ним тянешься, образ рисуешь. Многое еще от жизненного опыта зависит.

У каждого из артистов Ишимского театра - тоже своя история прихода на сцену. Самый опытный и характерный артист - Константин Ларичев, пришел в театр в 1973 году еще совсем молоденьким. Его среди рабочих механического завода высмотрел режиссер Игорь Букин, пригласил на репетиции. На сцене железнодорожного клуба им. Ильича ставили тогда в основном комедии и водевили современных авторов. Играл Костя в спектаклях: «Заходи, надежда», «История с метранпажем», «Валентина-Валентина». Игорь Георгиевич ушел в ГДК, и за ним из клуба - весь театр. Режиссер уехал из Ишима. Это не смутило Ларичева, он согласился работать с Семеном Ефимовичем Клебановым. В 2007 году вернулся в труппу Султанова, пришел в спектакль «Беда от нежного сердца» на возрастную роль. Занят сегодня почти во всех спектаклях. «Все роли дороги, на каждой выкладываюсь, - признается Константин. - К роли нельзя относиться: люблю-не люблю. И комедийная, и серьезная требуют одинакового вдумчивого прочтения и раскрытия».

Юрий Амрин блеснул в небольшой роли в театре в 1984 году. Но семейные и другие заботы не позволили увлечению развиться. Когда стали репетировать «Геростата», не хватало героя-личности. Владимир Жиделев посоветовал прослушать Амрина. И вот, улыбается Юрий, он - «в одном куске пластилина. Спасибо режиссеру, он лепит...».

Из молодежи, пожалуй, попристальней приглядимся к Якову Рыбакову и Андрею Мастерских. Якову чуть более двадцати. Окончил факультет математики ИГПИ им.П.П. Ершова, занимался бальными танцами, пластика очень пригождается при игре. С 2008 года в театре, по его уверению, нашел здесь творческий коллектив и открывает самого себя с каждой новой ролью. Роли в большинстве - динамичные, «лопасти-топасти» во все стороны. Как и у Андрея Мастерских - студента 3 курса историко-филологического ИГПИ им. П.П. Ершова. Его Д.Султанов высмотрел на одном из школьных творческих конкурсов, пригласил прочитать оду и зачислил в труппу. Теперь Андрей занят почти во всех спектаклях.

Я не пропускаю ни одной премьеры ишимского театра. Напросилась на интервью, когда артисты должны были репетировать спектакль «Старое танго». Вот уж где проявился особый минимализм задумки режиссера: спектакль на двух человек. С высоким смыслом постановка - о мечте. «У кого-то она сбывается, и человек получает от этого удовольствие, - объясняет Данил Султанов. - У кого-то всю жизнь остается мечтой, исканиями и желаниями. «Старое танго» пробовали поставить в 1995 году с Владимиром Ивановичем Петровым, но он заболел, и мы перестали репетировать. Перебирая бумаги, я нашел эту пьесу, решил ставить. Она на душу ложится всем».

Накануне, в Международный день театра, не изменяя многолетней традиции, артисты давали премьеру - «Женитьбу» Гоголя, затем артистическим кругом обсуждали планы на будущее. В частности, Данил Султанов предложил корифею труппы, опытнейшему артисту Владимиру Жиделеву набирать группу детей, подростков и заниматься с ними сценической деятельностью. Владимир Александрович, всегда первым подхватывающий идеи режиссеров, конечно, согласился. А ночью его не стало... Потому в этот день отменили репетицию, потому посчитали справедливым сказать слова признательности талантливому артисту, которого уважали, к мнению которого прислушивались. «Он не представлял себя без театра, - сказал Данил Султанов. - Его герой в постановке «Забыть Герострата» говорил: «Последние дни свой жизни хочется пожить для себя», а Владимир Александрович всегда жил для театра.Спектакль «Старое танго» теперь всегда посвящается памяти Владимира Жиделева.

В репертуаре театра к вышеназванным добавили спектакли: «Суворов и станционный смотритель» Петра Ершова, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Чехов про...», «Он, она, окно, покойник» Рэя Куни, «Женитьба Бальзаминова» Александра Островского, «Женитьбу» Николая Гоголя и другие. Десяток взрослых спектаклей позволяют выдерживать постановки по пятницам и воскресениям, детские - «Все мыши любят сыр», «Вредные советы», «Репка», «История про девочку в красной шапочке», «Волшебник изумрудного города» - по субботам. Хорошей школой актерского мастерства стало сотрудничество с режиссерами из других городов: Владимиром Орлом из Тюмени, Сергеем Лихачевым из Нижнего Тагила, Валентином Орловым из Тобольска.
 
Театральный сезон весной 2012 закрыли социальной драмой Флорида Булякова «Выходили бабки замуж» и... объявлением кастинга по набору актеров.

Новый сезон ознаменовался... ремонтом основного здания, в котором за счет городского бюджета меняют систему отопления, и репетициями спектакля... Николая Эрдмана «Самоубийца». В один из ноябрьских вечеров я пришла в ККЗ им.30-летия ВЛКСМ, где Д.Султанов проводил читку пьесы с листа.

- Для меня этот спектакль - знаковый, - объясняет возвращение репертуара Даниил Султанов. - Привлекаю его, когда в коллектив вливаются новые актеры и нужно этакое объединяющее действие. Эрдман актуален всегда, задействованы же будут почти все. Для стажистов вспомнить не сложно, для дебютантов возможность сразу проверить силы на сцене. Три года подряд мы занимаемся театром в таком рабочем режиме. Казалось бы, сбывается моя мечта о профессиональном театре, но это требует постоянной творческой волны: репетиция перед спектаклем, спектакль - и так по кругу... И в какой-то момент вдруг понимаешь, что творчество становится работой, важно не опуститься до рутины. А «Самоубийца» - еще и знак качества: всех вдохновить, и самому найти новое прочтение. В этом сезоне я ввожу в спектакли вместо себя других - новых - актеров. Должна быть взаимозаменяемость, и второе, пусть ишимский зритель имеет выбор не только репертуара, но и артиста, в нем занятого.

А разбор с листа оказывается увлекательным делом: чтение по ролям предполагаемыми исполнителями, введение их в образ через видение режиссера, через коллективный анализ каждой сцены, реплики. Репетируют: корифеи - Юрий Амрин, Нина Малюк, Галина Богданова, Надежда Караченцева, уже показавшая свое «я» на ишимской сцене молодежь - Андрей Мастерских, Николай Фролов, Александр Изох, Наталья Денисова, влившиеся в результате кастинга - Лена Павлова, Ирина Горячева, Аня Иванова, Виктория Фролова и другие.

- В разборе пьес есть свои принципы, - повторяет Данил артистам, - не просто выучить слова, а понять героя, почему именно так себя ведет, почему эти эмоции проявляет. Ваша задача сегодня - анализ: четко «прописать» роль внутри, проговорить. Иначе потом игры не получится. Открываем следующее действие...
 

Людмила Марикова.
Фото Сергея Сафронова.
(«Сибирское богатство», 2013, № 2).

Все новости
Архив событий
Люди ишимской культуры
История ишимской культуры
Видеосюжеты о городе
Контактная информация
Сайты-друзья
Правила републикации
ФОТОГАЛЕРЕЯ - общий список
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг МАУК ОИГКЦ