
Дмитрий Викторович Новаков, художник.
Член Творческого Объединения Художников при Академии Художеств Узбекистана.
Победитель международных и республиканских конкурсов (за проект «Выставка графических работ на темы сказок Х.К.Андерсена», Фонд Сороса, 1999 г.; «The Yomiuri International Cartoon Contest», Токио, 2004 г.).
Обладатель двух альтернативных премий «Маэстро» и «Золотой карандаш» от секции графики Академии Художеств Узбекистана как лучший художник-график 2003 года.
В творческом багаже имеет множество персональных выставок графических и скульптурных работ, объединенных единой тематикой «Пластика момента», которые экспонировались в Ташкенте, Тюмени, Ишиме.
Работы находятся в частных коллекциях США, Австралии, Германии, Англии, Финляндии, Турции, Японии, Кореи, Узбекистана... и музейных собраниях России.
В декабре 2008 года получил российское гражданство.
С 2004 г. сотрудничает с Ишимским историко-краеведческим музеем.
В XXI веке, когда наше общество обуяла страсть к карьерному успеху, приносящему лишь материальные блага, встретить художника, творящего не для «чего-то», а «потому что», - удивительная редкость, удача, открытие, откровение. Как угодно можно это явление именовать. Другое дело – понять такого творца, каковым является Дмитрий Новаков. В одинаковой степени одаренный скульптор, график, живописец, упорно и последовательно пробивающий путь своему классическому искусству, ощущающий себя в ответе за наследие и школу мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера. Спросите: «Зачем и кому это нужно?». Да всем и вся. Для духовного настроя на добрые дела. В конце концов – для гармонии с собой и окружающим миром. Да. Человек способен многое изменить в обществе, если верит в себя и считает единственно правильным однажды избранный путь. А по сему, чем ни Атлант ишимской культуры Дмитрий, привнесший в художественную жизнь нашего города вдумчивое изучение классики, желание постигать совершенство пластической формы. Его скульптурные ваяния превратили музейные залы в галерею с вечными образами. «Трубящий ангел», «Десятая Муза», «Раскаяние», «Вдохновение»... Гипсовые портретные бюсты, кажется, безмолвствуют. Но это лишь мнимое ощущение. Под пристальным заинтересованным взглядом творения оживают. И вещают, вещают, вещают...
Сам художник – человек энциклопедических знаний, способный удивительным образом сопоставлять, анализировать прошлые и современные моменты истории, литературы, искусства. А идею, облеченную в словесную форму, ему удается тонко передать слушателям. Надо сказать, что с просветительской миссией творец отлично справляется, что и притягивает школьников, лицеистов и студентов Ишима в залы музея.
Путь к совершенству
- Дмитрий, как правильно расставить ваши творческие приоритеты? Вы скульптор, график, живописец.
- Начинал я с графики, так как рисунок лежит в основе всех видов искусства. Кстати, рисунок ставлю на первое место не только я, но и самые выдающиеся художники. А поскольку мне нравилось рисовать с детства, и, разумеется, многое сразу не получалось, стал испытывать себя, всякий раз задаваясь вопросом: «Художник я или нет?». Со студенческих лет рисовал до двадцати часов в сутки, надеясь делать это хорошо. Сегодня в графике чувствую себя уверенно. В этой технике создано много серийных работ. В личном распоряжении не более двух десятков осталось. Часть (по сказкам Андерсена. – Авт.) находится в Центральной городской библиотеке Тюмени, где в 2007 году экспонировалась на персональной выставке. Семнадцать работ подарены ишимскому историко-краеведческому музею...
Сейчас, на ближайшие годы, основным искусством для меня будет живопись. Начал делать серию картин, которые, надеюсь, через полгода выставлю в Москве и Санкт-Петербурге. Тема вечная – человек и его нравственный выбор. Библейская тематика не случайна, так как там эти вопросы ярко даются. Часть картин будет аллегорических, чтобы установить диалог с современным зрителем, который зачастую с Библией не знаком. Главная тематическая картина - «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». (2 м 16 см в длину. – Авт.) Писал ее четыре месяца в Ташкенте. Требуется дополнительное время для завершения работы. Скульптуру и архитектуру интенсивно изучаю. Думаю, со временем представится возможность проявить себя в проектировании скульптурно-архитектурных ансамблей Тюмени и Ишима, обусловленных историческим и культурным наследием.
- Вы занимаетесь прекрасным ремеслом, стремящимся к совершенству...
- Любой художник обязательно должен стремиться к совершенству. Иного пути в искусстве я не вижу. Тем более, если решил стать большим художником, надо оставаться живым, гореть...
- Ваш прекрасный «небожитель» о чем трубит?
- Ангелы трубят (по Библии), когда славят Бога или когда горящие горы падают на головы грешников. Я хотел изобразить пламя, вырывающееся из трубы. Но мне сказали, не надо пугать людей, поэтому пришлось делать цветок. Мой Ангел трубит о проблемах, с которыми сейчас сталкиваются люди. В искусстве часто приходится говорить иносказательно. Это язык на все времена...
- Что будоражит ваше художественное воображение, побуждая к творчеству?
- Многое. Прежде всего - великие люди: писатели, музыканты, художники, исторические деятели. Люблю классическую литературу. Часто во время экскурсии со студентами беседуем на литературные темы, обсуждаем исторические периоды. Один из наиболее ярких – петровский. Петр Великий – один из самых оригинальных правителей России. Что удивительно, беспокоился не только о завоеваниях, но и о культуре, науке... Импульс этой личности помогает сегодня рождаться многим великим продолжателям культурных начинаний.
Очень вдохновляют выступления перед студенческой аудиторией, которые строятся в форме живого диалога. Если результат такого общения – «горение» юных сердец, неравнодушие, понимаешь, что усилия не напрасны...
- Константин Паустовский в «Золотой розе» сказал: «Искусство – это слиток всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей». Согласны?
- Так и есть. Паустовский – возвышенная натура. Как говорит мой отец, с тонкой организацией внутри. Естественно, настоящий художник чувствует все острее, шире, глубже, переживает за других. Это сказывается на судьбе и творчестве.
У моего любимого писателя Федора Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть замечательная мысль в диалоге героев:
- Спасет ли мир красота?
- "Ах, если бы она хороша была, - всё было бы спасено!"
Речь здесь идет о духовности, нравственной чистоте и внутренней красоте. Без нравственности мудрости не бывает. Об этом и говорит классик. Сам он был очень глубоким и тонким человеком, переживал о судьбе Отечества, народа...
- Какие победы для вас самые значимые?
- Думаю, жизнь в искусстве и есть основное мое достижение. Главное – я научился рисовать (улыбается. – Авт.). Рад, что занимаюсь скульптурой и архитектурой. Стремлюсь быть похожим на мастеров эпохи Возрождения, которые были одновременно ремесленниками, поэтами, музыкантами, скульпторами, архитекторами. Понимаю «плюсы» подобного универсального развития. В короткие сроки удается постичь больше, чем людям, замкнутым в какой-либо одной сфере деятельности, и получить ответы на многие вопросы. К тому же, ширится круг общения. Меня, к примеру, очень поддерживают друзья и коллеги. Это помогает планировать будущую деятельность.
- А чьим мнением в оценке творчества дорожите?
- Всегда прислушиваюсь к мнению честных, добрых и мудрых людей. Приятно иметь дело с профессионалами в любом ремесле. Дорожу мнением старших коллег-друзей: академика Медата Кагарова, Инны Васильевой, Анвара Мамаджанова. Это творческие художники-графики, имеющие богатый жизненный опыт. Безусловно, важным считаю общение с умнейшим тюменским скульптором Геннадием Вострецовым... Стараюсь быть критичным к себе, не обманываться. Готов постоянно расти и учиться.
- Тогда об учителях. Кто след в душе оставил?
- Когда учился в общеобразовательной школе Ишима, занимался в художественной школе и изостудии у педагога Григория Шарапова. Любил уроки истории и обществознания Тамары Шмыгун. Будучи студентом худграфа Ташкентского государственного педагогического института имени Низами, чувствовал себя тяжело. Хороших педагогов не было. Приходилось ночами рисовать и заниматься самообразованием.
«Уметь заглянуть в будущее»

- На торжественном открытии барельефа Чехову вас назвали «меценатом». Как приняли этот комплимент?
- Когда обо мне так сказали, я просто трепетал. Это не просто приятно, это слишком громко. Хотя в 2007 году тюменской детской библиотеке № 19 подарил рельеф, посвященный барону Мюнхгаузену, а в январе 2009 за символическую цену сделал рельеф для Литературного музея Петра Ершова. Подвижничеством это назвать можно, так как начинание заметное для меня, человека, не имеющего мастерской и жилплощади (а до недавнего времени и российского гражданства). Но не могу себя ассоциировать с Павлом Третьяковым, Саввой Мамонтовым и другими, внесшими огромный вклад в отечественное искусство. Хочется, чтобы в России стало больше людей глубоких, имеющих вкус и не представляющих жизни своей без культуры.
- В ваших публичных выступлениях всякий раз подкупает искреннее желание создать достойную культурную среду в городе. Что для этого еще предстоит сделать?
- Это должно быть приоритетом для власти. Культура (даже в самых успешных городах) не живет на самоокупаемости. Она постоянно финансируется «сверху». Без хорошей культуры не будет ни хорошей политики, ни экономики. Нужно уметь заглянуть в будущее. В Польше, к примеру, в историческом городе Кракове сорок восемь музеев! Они являются Меккой для туристов и пополняют городскую казну. Важно, чтобы хорошо сделанная выставка не просто приносила доход, но и воспитывала бы внутренне красивых людей, способных замечать беды и чаяния других, любоваться рассветами и закатами. Нужно привлекать в город специалистов, создавать им условия. На историко-краеведческий музей в Ишиме возложена высокая миссия. Именно сюда идут за культурой...
- Согласна. У нас нет даже современных кинозалов для демонстрации фильмов. Кстати, творчеством каких великих режиссеров восхищаетесь?
- Люблю картины итальянского режиссера Франко Дзефирелли: «Ромео и Джульетта», «Брат Солнце, сестра Луна». Это режиссер-художник. Его картины красивы с точки зрения эстетики и обладают особой магией...
- Дмитрий, спасибо за увлекательную беседу. Убедилась, неуспокоенность – великое состояние и творческий стимул. «Человек всемогущ, словно Бог: вечно в поиске, вечно в движении». Пусть ваши искания будут успешными.
- Спасибо. В шутку всегда говорю: «Русские не сдаются!». Чтобы изменить культурную жизнь в лучшую сторону, надо идти с великими в одном направлении. Только так!
Наталья КУТЫРЁВА.
Фото автора.
(«Тюменская область сегодня»,05.08.2009). |