Заглавная
Учреждения
Новости
Галерея
Карта сайта
Мы рады приветствовать вас на сайте, который рассказывает о
П.П. Ершов культурных учреждениях города Ишима.
 
События
Дата события: 01.06.2014
"Зори Тюмени" и ансамбль "Санрайз" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 25.05.2014
Ишимский театр - "Чехов про...". Подробнее...
Дата события: 24.05.2014
"Ершовские дни" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 22.05.2014
"Первые цветы" - концерт "Хорошее настроение". Подробнее...
Дата события: 20.04.2014
"Радуйтесь, люди, Христос воскрес!". Концерт в ГДК. Подробнее...
Дата события: 16.03.2014
Мега-баттл в ККЗ. Подробнее...
Дата события: 09.03.2014
Выставка собак породы хаски. Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Концерт ансамбля А.Заволокина "Вечёрка". Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Праздничный концерт "Внимание, март!" Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Вечер отдыха "Сегодня праздник у девчат" Подробнее...
Дата события: 06.03.2014
Конкурс "Агент 008". Подробнее...
Дата события: 16.02.2014
Кукольный спектакль "Конёк-Горбунок". Подробнее...
Дата события: 14.02.2014
Выставка-продажа "Индийская ярмарка" в КЦ Ершова. Подробнее...
Дата события: 13.02.2014
Спектакль "Императрица". Подробнее...
Дата события: 09.02.2014
Конкурс "Семья ветерана". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Концерт "Три тенора - Всё о любви". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Вечер встречи выпускников Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Ишимский театр - спектакли в феврале. Подробнее...
Дата события: 31.01.2014
Торжественное мероприятие, посвящённое 70-летию снятия блокады Ленинграда. Подробнее...
Дата события: 25.01.2014
Ишимский театр в январе 2014 г. Подробнее...
 
Поиск по сайту:
 
 

Человек искусства



Валерия Михайловна ЛУЗИНА, искусствовед Ишимского историко-художественного музея. Занимается проблемами, связанными с художественной жизнью города.
Преподает МХК в общеобразовательном лицее им. Лукьянец.
Окончила факультет русского языка и литературы ИГПИ, Ленинградскую Академию художеств, аспирантуру при ИГПИ.
31 год преподавала в ДХШ г. Ишима, из них 5 лет – заместитель директора.
Инициировала ежегодное проведение регионального детского конкурса «Весенняя радуга» с методико-педагогическим семинаром.
Автор концепции развития историко-художественного музея. Под ее кураторством осуществлены две научно-практические конференции, проекты «Семейный портрет в интерьере музея» и «Ишим – Петербург: духовные связи».
Разработан туристический маршрут «Ишим – город художников». Собран материал о 50 живописцах для издания «Художники Ишима». Приобретено 230 работ местных творцов. Проведены четыре региональные выставки, конкурсы пленэра, портрета и жанровой живописи. Персональные (членов Союза художников и самобытных): Сергея Жилина, Александра Костюкова, Дмитрия Новакова, Александра Графеева, Александра Игнатченко, Бориса Смолина, Владимира Лихачева, Бориса Коньшина, Владимира Фомина.
Награждена почётным знаком «За достижения в культуре» и грамотами областного департамента по культуре.



Хорошо сказал Горький: «Каждый человек по натуре – художник». Заметили, перед произведением искусства невольно замирает даже дитя? Младенчество — удивительная пора, когда подсознание впитывает все хорошее (и плохое) как губка. Задача взрослых – максимально «напитать» прекрасным. «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь», — считал Достоевский. И какая удача, если встретится настоящий подвижник искусства, каковым является Валерия Михайловна Лузина. В ДХШ повезло нескольким поколениям ишимской ребятни. Равно как и учащимся лицея и студентам, слушающим ее курсы МХК и античной литературы. Счастье синей птицей впорхнуло и в мою душу.

Живы конспекты по истории искусства с репродукциями классиков. Храню и акварельный набор ленинградских красок, коими Валерия Михайловна одарила всех учащихся школы. Главное – встречи и беседы с человеком колоссальных энциклопедических познаний. Их с нетерпением жду, зная, что унесу с собой нечто неведомое, дабы разгадать увиденное и услышанное.

А еще – спешу за частичкой счастья. Валерия Михайловна с удовольствием цитирует слова Ушинского, ставшие настоящим девизом: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, счастье само вас отыщет». Этому она свято верила, работая два года по распределению учителем в Равнецкой школе. Не просто верила, а действовала. Непрестанно училась, пополняя багаж знаний. Сегодня счастлива сама и обогащает других. Сумела консолидировать именитых и самобытных художников, установив с ними доверительные профессиональные отношения. Умеет понять, принять, направить и подсказать.

А это задача не из легких.

— Валерия Михайловна!

В уста одного из героев Паустовский вложил слова, словно о вас: «Искусство – сила. Оно ворочает горы. Создает человека. Шлифует жизнь. Как будто она на первый взгляд – серая штука. Вроде как камень. Булыжник. Приходит мастер, обкалывает его, стачивает, полирует, и серый камень горит, как звезда... Будущее страны создается великими усилиями таких людей, как вы. Людей искусства...» А что, по-вашему, есть искусство?


— Это путь каждого творца к истине. Меня привлекает искусство как творческий поиск интересной личности, процесс познания. Если мы останавливаемся перед картиной и она предстает перед нами в новизне, это означает, что автор прошел определенный творческий путь, открыл истину и для себя, и для зрителя.

— Кто же тогда искусствовед? Какова его миссия?

— Человек, очень внимательный к личности автора, любящий, познающий искусство и жела-ющий, чтобы другие познали. Замечающий, что законы красоты в настоящем произведении, несомненно, присутствуют. Несмотря на появление авангардных течений, где порой очень трудно найти ту гармонию, что была, скажем, у мастеров Возрождения. Но и в авангарде можно найти работы, гармоничные по цвету, ритму, которые что-то скажут нашей душе... Если есть у Кандинского чисто интуитивное чувство цвета, он ощущает это как экстрасенс: красный горит в душе, синий охлаждает, то мы это видим в его работах и невольно останавливаемся. Безусловно, есть работы формальные. Была на таких выставках в Москве. Показалась интересной выставка артефактов «Старые номера» на Крымском валу, где были использованы старые номера домов, включенные в экспозицию. Фотографии домов, жителей... Отрицательно к авангардным поискам не отношусь.

— И вас не пугает мнение, что искусство движется в сторону утраты изобразительности, взамен приходят новые технологии...

— Думаю, они идут параллельно, обогащая мир культуры. Это поиски, которые расширяют искусство. Из изобразительного искусства появился дизайн. Сейчас искусство надо рассматривать широко: от примитива до авангарда. Это и видим в Интернете.

— Всё начинается с детства. Какие яркие моменты от встречи с прекрасным хранит ваша память?

— Моя мама, Екатерина Терещенко, неравнодушна к искусству, художественной культуре. Хорошо пела, знала множество арий, романсов. Помню, как исполняла их красивым грудным голосом. Работала бухгалтером в Доме культуры. Картины художника-оформителя Комарова висели у нас в доме. Это и было первое знакомство с изобразительным искусством. Мама одна воспитывала нас, троих детей. Меня (лет в пять) потряс изобразительный мир в театре: оформление, костюмы. Смотрели спектакль «Никита Кожемяка». Это была иная картина мира...

— Понимая значение прекрасного для юной души, вы особое внимание и музейной педагогике уделяете...

— В музей привела за собой малышей из ДХШ. Три года работала с «Птенцами музея» по особой программе. Участвовали в презентации выставок, рисовали на краеведческую тематику... Следующий этап – проведение МХК для лицеистов в музее. Предложила эту идею директору лицея Марии Волковой. Она одобрила. Защита рефератов здесь же происходит. Далее планируем провести дискуссионный клуб «Этика и эстетика чувств в искусстве».

— Вам прекрасно удалось воссоединить педагогику с искусствоведением. Ваш путь профессионального становления очень насыщенный. Расскажите о нем.

— Мое профессиональное «я» состоит из синтеза всех профессий, которые прошла. Благодарна педагогам факультета русского языка и литературы пединститута. Годы учебы дали возможность почувствовать вкус слова. Могу, не испытывая трудностей, рассказывать об искусстве, литературный мотив сопоставлять с художественным...

Становление – отчасти в художественной школе, так как это практика, общение с педагогами, художниками. И, конечно же, Академия художеств... Надо сказать, стояла одно время перед выбором. Преподаватель русского языка Валентина Совбанова предложила часы на кафедре.

А директор ДХШ Григорий Шарапов — ставку педагога истории искусств с обязательным условием получения специального образования. Выбор сделала, поступив в Уральский университет на искусствоведческий факультет. Проучилась год, затем успешно выдержала конкурс (шесть человек на место) в Академию художеств... Когда приехала в Ленинград, испытала разочарование. Город не соответствовал мечте. Потом стала ловить себя на мысли: где бы ни ступила – везде история. Дух необычайный, каждый камень «говорит». Сама Академия, преподаватели! Это были авторы всех учебников, монографий. Архитектуру Петербурга вел Пунин, искусствовед, потомки которого связаны с Серебряным веком русской поэзии. Архитектуру домов, дворцов, храмов изучали во время четырехчасовых экскурсий по городу. Около каждого памятника архитектуры выходили. У педагога была блистательная память и актерский дар. Читал нам наизусть стихи разных поэтов, связанные с городом на Неве. Все это незабываемо... Вера Лихачева, дочь академика, преподавала византийское искусство. Меня потрясла ее культура, человечность, отзывчивость. Пожалуй, учеба в Академии – главная веха в моем образовании... Училась пять лет заочно. Потом, вооружившись программами, искала нужные монографии. Выписывала книги по МБК (межбиблиотечный коллектор. – Авт.).

А конспектировали их всей семьей... Покупала книги, слайды, диафильмы, репродукции, открытки... Мой муж говорит: «У каждого свои приоритеты. Книги – наши главные духовные ценности»...

— Валерия Михайловна! Расскажите о предпосылках возникновения художественного профиля в рамках музея.

— Ещё в художественной школе мы проводили выставки Чукардина, Амелина, Коньшина. Ведь за 35 лет существования школы более двухсот выпускников стали профессионалами.

В Ишиме трудятся более 20 художников с высшим художественным образованием, около 30 имеют среднее специальное. Сколько интересных самобытных авторов... Пять лет назад я пришла в музей и спросила Галину Лукошину, директора: «Правда ли, что собираетесь создать художественный музей?» Услышав утвердительный ответ, вызвалась работать над его созданием. Хочется отметить, что Галина Евгеньевна – проводник культуры в нашем городе. У нее неподдельный интерес к живописи. Вместе создали концепцию развития художественного музея, закупаем картины, проводим выставки...

— Нынешней весной состоялся интересный проект «Ишим – Санкт-Петербург: духовные связи»...

— Многие наши студийцы продолжили образование в Питере. Проект задумали давно. Осуществить удалось, когда в Ишим приехал Анатолий Графеев, художник, выпускник Омского граффака и петербургского Мухинского училища. Кстати, он 25 лет жил и работал в Северной Пальмире. Открыли мероприятие выставкой его академических работ. Видеовыставка Александра Амелина, члена Союза художников России, получившего образование в Питере, и слайд-шоу дизайнера Лилии Губановой сделали проект зрелищным.

— Чем значима майская научно-практическая конференция?

— Мы наметили вектор развития художественной жизни Ишима и Приишимья, подвели итоги. Считаю, что они обнадеживающие. Хочется поблагодарить Наталью Сезеву. Мы считаем ее нашим куратором. В 2005 году, побывав у нас, она отметила, что музей сразу начал работать профессионально... На нынешней конференции впервые (для многих ишимцев) прозвучало имя Геннадия Вершинина как творческой личности, дизайнера. До этого он дважды входил в комиссию по аттестации художественной школы. Его имя войдет в альбом «Художники Ишима». Уже прислал свои дизайнерские проекты. Он не только теоретик, но и практик, оформивший многие интерьеры. Для меня – человек высочайшего профессионализма и требований к себе.

— А с кем делите радость от удачных проектов? Ведь, по словам академика Д.С.Лихачёва, «неразделённая радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один...»

— Прежде всего с художниками. Чувствую ответственность. Историко-художественный музей дает творческим людям второе дыхание, стимул жить и развиваться... Разделяю радость и с близкими. Муж Владимир – художник, представляющий омскую школу. На выставке портретов «Палитра-2007» он занял второе место. Дочь Юлия будет поступать в тюменский вуз на граффак.

— Валерия Михайловна! Вы досконально знаете мифы, легенды. С чего, по-вашему, началась живопись? Бытует мнение, что с любовного свидания. Когда девушке было жалко расставаться с любимым, она обвела его тень на стене углем. И эта первая картина долго хранилась на одном из коринфских храмов...

— Думаю, живопись рождена от огня Прометея. Жажда познания и желание донести это до другого. Некий миссионерский порыв. Внутренняя потребность, которую невозможно не передать. Любой художник выплескивает на холст свое беспокойство...

— Поэтично! Правда, что поэзия и живопись – близнецы-братья. А ваши лирические предпочтения каковы?

— Путь создания художественного образа, который составляет суть искусства, очень родственен. Рождение красивой строчки – это мистическое действо. Человек должен все моментально сконцентрировать, обобщить и выдать...

Очень люблю поэзию. С удовольствием читаем с мужем Мандельштама, Заболоцкого, Ахматову, Цветаеву, Пастернака...

— Помните, Рождественский сказал: «Человеку надо мало...» Вам для творческого счастья что нужно?


— Важно любить дело, которому служишь. А еще – вдохновение, удача, время.

— Желаю вам пребывать в состоянии творческого подъёма. Огромное спасибо за беседу и до новых встреч.


Наталья КУТЫРЁВА.
Фото автора.
("Тюменская область сегодня", 8.10.2009).

Архив событий
Люди ишимской культуры
История ишимской культуры
Видеосюжеты о городе
Контактная информация
Сайты-друзья
Правила републикации
ФОТОГАЛЕРЕЯ - общий список
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг МАУК ОИГКЦ