Заглавная
Учреждения
Новости
Галерея
Карта сайта
Мы рады приветствовать вас на сайте, который рассказывает о
П.П. Ершов культурных учреждениях города Ишима.
 
События
Дата события: 01.06.2014
"Зори Тюмени" и ансамбль "Санрайз" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 25.05.2014
Ишимский театр - "Чехов про...". Подробнее...
Дата события: 24.05.2014
"Ершовские дни" в Ишиме. Подробнее...
Дата события: 22.05.2014
"Первые цветы" - концерт "Хорошее настроение". Подробнее...
Дата события: 20.04.2014
"Радуйтесь, люди, Христос воскрес!". Концерт в ГДК. Подробнее...
Дата события: 16.03.2014
Мега-баттл в ККЗ. Подробнее...
Дата события: 09.03.2014
Выставка собак породы хаски. Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Концерт ансамбля А.Заволокина "Вечёрка". Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Праздничный концерт "Внимание, март!" Подробнее...
Дата события: 08.03.2014
Вечер отдыха "Сегодня праздник у девчат" Подробнее...
Дата события: 06.03.2014
Конкурс "Агент 008". Подробнее...
Дата события: 16.02.2014
Кукольный спектакль "Конёк-Горбунок". Подробнее...
Дата события: 14.02.2014
Выставка-продажа "Индийская ярмарка" в КЦ Ершова. Подробнее...
Дата события: 13.02.2014
Спектакль "Императрица". Подробнее...
Дата события: 09.02.2014
Конкурс "Семья ветерана". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Концерт "Три тенора - Всё о любви". Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Вечер встречи выпускников Подробнее...
Дата события: 01.02.2014
Ишимский театр - спектакли в феврале. Подробнее...
Дата события: 31.01.2014
Торжественное мероприятие, посвящённое 70-летию снятия блокады Ленинграда. Подробнее...
Дата события: 25.01.2014
Ишимский театр в январе 2014 г. Подробнее...
 
Поиск по сайту:
 
 

Вторая половина ХХ века – время особого расцвета культурной жизни Ишима. Временная миграция жителей столиц в Сибирь во время Великой Отечественной войны и в первые годы после её окончания положительно повлияла на развитие зауральских провинций. В Ишиме в те годы появились художник и режиссёр И.Г.Букин, Заслуженный работник культуры РСФСР К.А.Осинцев, а также талантливые педагоги, о которых и сейчас, спустя полвека, ученики вспоминают с благодарностью. Среди этой замечательной плеяды – и супруги Шабановы.

В Ишим они приехали в 1951 году. Фёдор Владимирович окончил школу Попова по классу саксофона. Надежда Алексеевна – хореограф.

Родилась она в городе Великие Луки. Во время войны жили очень голодно, это была прифронтовая полоса. Спаслись только тем, что переехали к родственникам в Омск. Но и здесь непросто было жить семье из десяти человек. По совету матери Надежда отправилась на ФЗО (фабрично-заводское обучение). На заводе за 12-ти часовой рабочий день приходилось вытачивать бессчётное количество деталей к оружию, ошибиться нельзя было даже в миллиметре. Выполняли по 200 процентов дневной нормы, а получали за это глинистый тяжёлый кусочек хлеба и сваренную мороженую капусту. Но девушка не унывала – досталось ей от отца влечение к музыке и танцам, который не только танцевал, но и пел, играл на мандолине и балалайке. Часто в семье устраивали домашний театр, даже во время войны не утратили эти традицию. Постелив доски на пеньки, устраивали места для зрителей.

Очень впечатлила Надежду игра детской студии в Омском театре юного зрителя. Уже после войны, чтобы помочь семье брата, Надежда Алексеевна уехала в город Ломоносов, что под Ленинградом. Там она и познакомилась с Фёдором Владимировичем Шабановым. Он преподавал в техническом военном училище. А в городе Ломоносове (до 1948 года – Ораниенбаум) Шабанов родился. С 1941 по 1943 годы воевал на торпедных катерах в Кронштадте. Однажды во время лыжного перехода серьёзно застудил лёгкие, к тому же во время военных действий был тяжело ранен и контужен.

Наличие водоёма – это то, что стало для моряка определяющим в выборе места жительства. Впервые Шабановы приехали в Ишим погостить к друзьям весной 1949 года. Городок показался грязным, с гнилыми деревянными мостовыми, но зато в нём цвели яблони вдоль улиц, а за околицами домов вилась полноводная река. Надежда Алексеевна вспоминает, как сильно Фёдору Владимировичу хотелось плавать, но входить в прохладный Ишим было опасно для легких. Тогда женщины набирали речную воду в огромный полиэтиленовый куль, она нагревалась на солнце, и боевой моряк был вынужден довольствоваться таким скромным водоёмом.

Фёдор Владимирович оказался не только талантливым музыкантом и организатором, но и педагогом. В оркестр к Шабанову приходили заниматься разные ребята, чаще всего мальчишки, оставшиеся после войны без отцов. Многие из них не признавали авторитетов, бросали работу, начинали пить, беспризорничали. Фёдор Владимирович как старший товарищ, наставник, считал себя ответственным за их судьбу. Беседовал с ними по душам, устраивал на работу, контролировал их дела на заводе и в семье.

Его обязательность вызывала уважение друзей и сослуживцев. Бывало, приходили Шабановы в гости к друзьям, садились за стол, а Фёдору Владимировичу нужно идти на репетицию. Он пробовал блюда, расхваливал хозяйку за угощение и приём и отправлялся на репетицию. Опоздать нельзя – какой пример для подростков?

Оркестр Шабанова играл на танцплощадке в городском парке, на сцене Дома культуры, в фойе кинотеатра имени 30-летия ВЛКСМ перед сеансами. Играли, по замечанию Сергея Глухих, фокстроты, модную танцевальную музыку послевоенных лет. В архиве семьи сохранились многочисленные фотографии оркестра на сцене, во время репетиций, на отдыхе. Есть и такие, где Фёдор Владимирович выступает организатором весёлых стартов, массовых игр и мероприятий. Он был очень жизнелюбивым, находчивым и озорным выдумщиком.

Широкий спектр своих способностей Шабанов проявлял и во время массовых фестивалей художественной самодеятельности города и района, праздников юности. В 50-60-е годы такие мероприятия проходили ежегодно. Фёдору Владимировичу приходилось дирижировать огромным смешанным хором и сводным оркестром. На фестивалях художественной самодеятельности он выступал и в роли чтеца. Высокий, статный, с шевелюрой волнистых волос, он часто выступал на сцене у микрофона, в окружении огромной массы слушателей. В течение двадцати лет во время майских и ноябрьских демонстраций, городских праздников Шабанов, энергично дирижируя, неизменно шествовал с духовым оркестром по празднично украшенным улицам Ишима.

В советское время работников культуры щедро поощряли, но чаще всего не премиями, а почётными грамотами. Фёдора Владимировича награждали за «первое место на городском смотре» (1955), «за активное участие в подготовке и проведении 3-го городского фестиваля молодёжи г. Ишима» (1960), «за хорошее руководство духовым и эстрадным оркестром» (1961), за участие в «областном смотре коллективов художественной самодеятельности» (1961). Творческая инициатива Шабанова не знала границ: музыкант, дирижёр, организатор, педагог, чтец, актёр. Фотографии, воспоминания современников и почётная грамота свидетельствуют о его участии в спектаклях самодеятельного театра. Он был награждён за исполнение роли Душечкина в спектакле «В сиреневом саду» на областном смотре художественной самодеятельности рабочих и служащих, который состоялся в декабре 1955 года.

Жили Шабановы очень дружно, поддерживая и понимая друг друга. Оба «работали в культуре», каждый из них имел свой коллектив, каждый переживал и муки, и радости творчества. Если Фёдор Владимирович был увлечен музыкой, то Надежда Алексеевна обучала ишимских юношей и девушек танцам. Она закончила студию хореографии народного танца в ленинградском Доме народного творчества, занималась в классе ученика известного балетмейстера, народного артиста СССР Игоря Моисеева.

Надежда Алексеевна специализировалась на народных танцах, а бальными занималась для души. Но однажды в ишимский отдел культуры пришёл приказ «увлечь население бальными танцами». Хочешь – не хочешь, а «принимай к исполнению». Задача танцевального коллектива, как любой другой формы самодеятельности в городе, имела воспитательный оттенок. К участию в студиях и кружках привлекали как можно больше рабочих и служащих, чтобы люди интересно проводили свой досуг, развивали свои таланты, приобщались к искусству.

Бальный, или бытовой, танец был широко распространён в середине ХХ века. Тогда на всех танцплощадках страны играли фокстроты, вальсы, танго. Надежда Алексеевна вспоминает, что в пятидесятые годы, когда она пришла работать в ишимский Дом культуры, в танцевальном коллективе занимались только девочки. С этим она смириться не могла, считая, что в танце должны быть пары. И началась долгая, требующая терпения и времени работа с ребятами. Одного приглашала придти вместе с другом, другого уговаривала не стесняться. С каждым работала подолгу; с теми, у кого не получалось, занималась дополнительно. Трудно было ещё и потому, что о магнитофоне или проигрывателе не могло быть и речи. Поэтому часто приходилось, напрягая голос, напевать самой. С приходом баяниста Геннадия Фёдоровича Власенко, бессменного аккомпаниатора коллектива Шабановой в течение многих лет, работать стало значительно легче.

Для сюжетных танцев были необходимы костюмы, их шили сначала из марли, потом из ситца. Идеи танцев рождались у Надежды Алексеевны по-разному: после просмотра фильма, услышанной мелодии или просто в быту. Однажды, работая ножницами, она запомнила движения – так родился танец «Весёлый портной». В 1979 году Шабанова побывала на семинаре бытового танца, и уже зимой следующего года состоялся первый конкурс бального танца в Ишиме. Самыми яркими и счастливыми минутами хореограф считает выступление коллектива с танцем «Помните, люди!». Когда ребята танцевали на сцене, Надежда Алексеевна заглянула в зал – свободных мест не было, зрители смотрели на сцену и стоя аплодировали, многие плакали. Она почувствовала, что работала не зря, её замысел поняли и высоко оценили. За труд и мастерство коллективу Шабановой присвоили звание «Любительский ансамбль народного танца».

И сейчас Надежда Алексеевна не остаётся без внимания своих учеников. Они пишут, звонят, приезжают в гости. По утрам она, как и прежде, делает зарядку, всегда ухожена, подтянута. Отметив в 2006 году 80-тилетний юбилей, часто вспоминает свою тяжёлую, но счастливую молодость, – и своего любимого мужа. Фёдор Владимирович скончался 7 марта 1973 года, всего 54 лет от роду. Его похороны собрали, казалось, весь город – улица имени Карла Маркса была заполнена людьми, скорбящими о человеке, отдавшем свой талант и силы развитию музыкальной культуры Ишима.

Ольга САМСОНОВА   
(«Коркина слобода», № 9, 2007 г.)


Фотографии из архива Шабановых.
На снимках:

Фёдор Владимирович Шабанов (справа) и Игорь Георгиевич Букин.
Надежда Алексеевна Шабанова.
Актёры театральной студии И.Г.Букина.


НЕКРОЛОГ Н.А. Шабановой

Архив событий
Люди ишимской культуры
История ишимской культуры
Видеосюжеты о городе
Контактная информация
Сайты-друзья
Правила републикации
ФОТОГАЛЕРЕЯ - общий список
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг МАУК ОИГКЦ