Поиск
 
 
 
Дата события: 18.12.2008

Сотворить чудо

Надежда Леонидовна Проскурякова – директор Литературного музея П.П.Ершова в городе Ишиме, историк;
тематика исследований: Ишимское крестьянское восстание 1921 г., культура края;
член городского общества по охране памятников архитектуры «Собор»;
редактор детского познавательного журнала «Конек-Горбунок», удостоенного гран-при VIII межрегионального конкурса-фестиваля «Православие и СМИ» (г. Тобольск);
член редакционной коллегии краеведческого альманаха «Коркина слобода», лауреата фестиваля «Тюменская пресса – 2006» в номинации «Журнальный проект года»;
на протяжении трех лет главный организатор и устроитель Всероссийской литературной ершовской премии, вручаемой на ишимской земле за лучшие книги для детей и юношества;
автор сценариев документальных фильмов по истории Ишима и Приишимья, призер трех межрегиональных фестивалей телевизионных фильмов «Белые пятна истории Сибири» (г. Тюмень).



«В ее душе гнездится сказка», - эти строки живо «нарисовались» в сознании, как только ринулась на встречу с Надеждой Проскуряковой.

Бывает два типа людей. При встрече с одними, приняв озабоченный вид, стараешься уйти от разговора. К другим – особое магнитное притяжение испытываешь. Директор литмузея как раз ко вторым относится. Человек тончайшей дипломатии, умный и чуткий. Перед ее безграничным обаянием не может устоять никто. Для руководителя учреждения культуры в наше непростое время это огромный «плюс». При ее беспрестанном участии здание бывшей женской гимназии, где ершовский музей располагается, «расцветает» на глазах, храм Петра Столпника, заново отстроенный в селе Ершово, уже золотится куполами, красуется на городской площади памятник Прасковье Луполовой, творение Вячеслава Клыкова. Думаете, кто убедил его сотворить чудо на земле ишимской? А тобольского костореза Минсалима Тимергазеева – стать автором литературного «Оскара» - Иванушки на Коньке-Горбунке с пером Жар-птицы в руках?

Дар общения

Встречи, встречи, встречи... Самые памятные и дорогие сердцу красуются в кабинете.

- Надежда Леонидовна, в Вашей жизни уже столько встреч состоялось. Какие «строить и жить» помогают?

- Самая сильная – с Вячеславом Клыковым, заслуженным деятелем искусств РФ, народным художником России, автором многих уникальных памятников: Георгию Жукову, Федору Достоевскому, Василию Шукшину... и нашей Прасковье Луполовой.

- Как это стало возможным?

- В Ишиме проходил Всероссийский литературный семинар молодых писателей и поэтов. Тогда я работала старшим научным сотрудником краеведческого музея. Для гостей проводили трехчасовую экскурсию, показывая достопримечательности края. Здесь состоялось знакомство с Геннадием Ивановым, первым секретарем правления Союза писателей России, которому рассказала историю о Прасковье. По его убеждению достойный памятник дочерней любви мог создать только Вячеслав Клыков. Заполучив номер телефона, упорно звонила скульптору, пока не услышала его голос. Взялся за работу, так как тема по-настоящему потрясла...

- Личность скульптора какой след в душе оставила?

- Ожог. Когда он умер, было ощущение, что мы потеряли знамя. Это произошло оттого, что он в нас нашел единомышленников по духу. Приглашал в свою московскую мастерскую на Большую Ордынку. За короткий срок многому научил, дал жизненную установку. Убедил в том, что без конкретного имени километры земли оказываются безымянными. И только духовное имя дает им значение. Такими «духовными именами» для Ишима стали Прасковья Луполова и Петр Ершов... Вячеслав Клыков – сильнейший человек, титан. В 1990 году возглавил Международный фонд славянской письменности и культуры. Благодаря деятельности фонда 24 мая появился государственный праздник – День славянской письменности и культуры... Недавно звонили в Москву. Нам рассказали, что 19 октября, в день рождения Клыкова, ему поставили памятник в Международном фонде, ранее - в Белгороде, открыли музей на малой родине. В Курске его именем назван проспект и художественная школа. Конечно, счастливы, что судьба свела с ним. Кстати, вице-президент вышеупомянутого фонда Владислав Мещангин восторженно отозвался о фильме «Параша Сибирячка», который будет транслироваться по каналу «Культура».

- Расскажите о режиссере фильма.

- Встреча с ним тоже судьбоносная. Константин Артюхов – заслуженный деятель искусств и культуры, режиссер-кинодокументалист. Снял около восьмидесяти фильмов на студии «Леннаучфильм». Два его шедевра непосредственно связаны с Ишимом – «Сибирский сказочник» (о Ершове) и «Параша сибирячка». Он сам очень интересный человек. Дворянин, потомок Николая Карамзина. У него в семье хранится альбом прапрабабушки Анны Жилиной со стихотворным автографом и письмом Ершова... Сделал заявку на фильм о крестьянском восстании 1921 года.

- Тема Ваша. Следовательно, автором сценария будете?

- Режиссер видит меня. Буду, если удастся совместить. Немного отошла от темы, когда возглавила литмузей. Девять лет у нас выходит альманах «Коркина слобода». Для каждого номера готовлю статью, исследуя какую-нибудь научную тему.

- Как интерес к восстанию возник?

- Это событие еще не изучено историками. Знают Тамбовский, Кронштадский мятежи. А интерес у меня появился в конце восьмидесятых. От очевидца событий услышала рассказ. Он настолько «застрял» в голове, что принялась исследовать. Нашла много документов, удалось некоторые открытия сделать.

- Стать историком – Ваш осознанный выбор?

- Разумеется! Увлечение историей началось в школе. Благодарна учительнице Лилии Попеня. Она впервые провела нас по революционным местам Ишима. А если тогда рассказала бы нам о Никольской ярмарке, о Ершове...

- После школы где учились?

- В Омском университете на историческом факультете. Больше этнографию любила. Жалею, что краеведческой работой там не начала заниматься. У нас историю Сибири преподавал доктор наук Александр Колесников, наш земляк, родом из Казанского района.

- Вам удалось собрать богатый материал о Николае Никитине, инициировать к его 95-летию выставку в краеведческом музее, а к 100-летию – открытие мемориальной доски на месте дома купца Перминова, где десять лет жила семья Никитиных в Ишиме...

- Удивительно, что о конструкторе Останкинской телебашни (самого высокого сооружения в Европе, а до 1975 – в мире) сведения не были исследованы и обобщены. Страна пышно не отмечала и юбилейные даты. Его сноха передала нам документы, уникальные фотографии, письма и дневник Николая Васильевича. Помогли в работе архивные материалы управления ФСБ Новосибирской области. Написала в альманах статью о личности гениального русского инженера. Такие люди должны быть примером для подрастающего поколения.

Ершовскому саду – цвесть!

- Надежда Леонидовна, как прореагировали на предложение возглавить литературный музей?

- Не помню. (Задумывается – Авт.) До этого много лет работала в краеведческом, стояла у истоков его создания. Сейчас наступило такое время, когда материальные ценности превалируют в обществе. Создается ощущение, что культура мало нужна, а духовное начало во многих делах отсутствует... Мы должны в «пятиэтажной» России рассказать правду о Ершове, гениальном самобытном человеке!

- С чего начинали?

Отдельного помещения не было. Первая экспозиция ютилась в двух маленьких комнатах краеведческого. Тогда, в 2005, мы провели I Всероссийскую литературную премию. Собрались гости из разных уголков страны. Приехала Ольга Уткова-Устинова, дочь Виктора Уткова, известного исследователя жизни и творчества Ершова. Она инженер-конструктор института океанологии имени Ширшова РАН. Работает в лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов. Рассказывала об отце и экспедициях по изучению Мирового океана. Интересно знакомство с Александром Рязановым, директором заповедника Пушкина «Захарово – Большие Вяземы». Судьбы наших музеев схожи, так как там тоже не сохранилось ни одного мемориального предмета. Но для потомков должно быть свято само место. В селе Ершово много сделано: приобретена земля, завершается строительство храма, сделан сруб дома, аналогичный тому, в котором родился писатель. Планируется сооружение ветряной мельницы. Территория с постройками войдут в единый музейный комплекс. Все это сделано на деньги благотворителей. Для завершения задуманного к двухсотлетнему юбилею Ершова необходима поддержка государства.

- Само здание литературного музея в Ишиме возрождается из пепла как птица Феникс...

- Благодарны губернатору Владимиру Якушеву. Он дважды поддержал нас. Выделил деньги на создание памятника Прасковье Луполовой и на реставрацию музея... Ершов открыл несколько женских гимназий в Тобольской губернии, а сохранилась единственная в Ишиме, где мы сейчас и «живем». Пространство огромное – тысяча квадратных метров! Скоро откроем экспозицию «Неизвестный Ершов», на которой будут представлены уникальные мемориальные фонды. Тюменский дизайнер Дмитрий Парфенов разработал сказочный интерьер для этой экспозиции.

Долго искали потомков писателя. Теперь восстановили их древо и будем организовывать встречи. В мае исполнится 175 лет сказке «Конек-Горбунок». Ждем гостей, потомков Ершова, из Москвы, Иркутска, Калифорнии... Кстати, наш музей является отделением Международного фонда славянской письменности и культуры, чем очень горжусь!

- Как Вам правнучка Ершова из Америки?

- В сентябре впервые потомки Петра Павловича приехали к нам! Я была так счастлива! Зея Ивановна Кузьменко (Ранская) добрая, русская, открытая. Мы с ней за этим столом разговаривали. Такое чувство, что рядом с нами беседовал и Петр Ершов. Знаете, не могла от этого избавиться.

- Надежда Леонидовна, когда общаюсь с Вами, всегда внутренне убеждена, что Вы лично были знакомы с писателем...

- В этом помогают письма, воспоминания. Многие пушкинисты чувствуют Пушкина. Мы тоже, изучая Петра Павловича, воочию представляем, каким он был. Вспыльчивым, резким, но скромным и застенчивым. Любил Ишим и родное село. Ходатайствовал о строительстве храма там, да и себя часто называл Безруковским. В городе (помимо женской гимназии) открыл первую библиотеку. К сожалению, сегодня Ершов изучен только процентов на двадцать. Портрет кисти Маджи всего два года как найден нашим ершововедом, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры литературы ИГПИ имени Ершова, моим большим другом Татьяной Савченковой. До этого писателя воспринимали по карикатуре. Убеждены, нет в Западной Сибири величины мощнее, чем Ершов! Это наша культурная доминанта!

- Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами!

- Моя мечта – издать сказку «Конек-Горбунок». В Тюменской области она ни разу не издавалась. Планируем украсить ее детскими рисунками. Объявлен областной конкурс. Принимаем интересные и творческие работы.

- Какой видится IV Всероссийская литературная премия Ершова?

- Хочется, чтобы в ней тоже участвовали дети. В положение включены четыре новых номинации. Премия будет вручена ишимскому преподавателю, использующему на уроках региональный компонент и трем школьникам разных возрастных категорий.

- Чем удивите посетителей после реставрации?

- Наш кукольный театр «Кот ученый» готовит новую постановку по сказке. Экспозиция «Сказочная карусель», думаю, понравится детям. Специалисты регионального Уральского института музейного проектирования готовят тринадцать сказочных фигур по легендам и сказкам народов, проживающих в Сибири. Будет Алдар-Косе, Ак-Бабай, Конек-Горбунок, Дюймовочка, Незнайка... Сейчас ишимский художник Александр Игнатченко расписывает стены для этой экспозиции. Прикладываем все силы, чтобы в декабре часть здания музея открылась для посетителей. К услугам наших гостей – сувенирная лавка, фотосалон, кинозал.

- На огромной территории, прилегающей к музею, что будет?

- Попробуем из цветов создать огромную Рыбу-кит. Посмотрим, что получится.

- Надежда Леонидовна, пусть ваш музей станет гордостью Тюменской области! И сад благоухает на радость детворе! Как хочется скорее увидеть все ваши задумки!


Наталья КУТЫРЁВА.
Фото автора.

(«Тюменская область сегодня», 18.12.2008).

Все события