Поиск
 
 
 
Дата события: 11.02.2010

«Вешки памяти» Вячеслава Клыкова

«Для меня побудительный мотив к творчеству – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу как свою личную... Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтобы не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

(Вячеслав Клыков, народный художник России, академик Международной Славянской Академии, генерал-полковник Союза Казачьих войск России и Зарубежья.)


Свечение и огонь. Символ борьбы, святости, поминания. Этими художественными приемами, доподлинно передающими жизнь и творчество великого скульптора Вячеслава Клыкова, наполнен сюжет документального фильма «Возьмите меч мой», равно как и фотоальбома, посвященного маэстро. Презентация уникальных материалов, обобщающих творческое наследие мастера, состоялась в крещенский сочельник в ишимском Культурном центре П.П.Ершова.

«Уловить дыхание вечности»

Нет ничего важнее и ценнее жизни. Беречь и ценить её, творить добро и созидать – к этому взывает церковь. Сумел всё это осознать на своем земном пути и Вячеслав Михайлович. Иначе бы не успел! Запечатлеть (за тридцать пять лет творческой деятельности) стольких славных сынов и дочерей нашей Руси-матушки. Как сам относился к делу жизни? Мудро. Поясняя: «...Я всегда с волнением приступаю к воплощению своих замыслов. Как вид искусства, скульптура является традицией непрерываемой. Развивается общество, меняется общественно-политический строй, возникают войны, революции. Но скульптура никогда не меняется в своей природе, ибо она есть выражение и свидетельство Промысла Божьего о Человеке. В нашем раздробленном, расчлененном мире скульптура есть неназойливый, удерживающий от окончательного распада одинокий маяк, возвышающий нас к родным берегам Гармонии, Красоты, Добра. Не ищите в скульптуре старых сюжетов. Это всего лишь внешняя сторона скульптуры, скорее – повод и возможность появиться скульптуре на свет. Подлинное ее содержание, ее назначение – уловить дыхание вечности». А ещё верил, что «памятники работают на подсознание».

Идея и финансирование уникального проекта «Возьмите меч мой» принадлежит другу и соратнику скульптора Сергею Козубенко. Московский гость тепло вспоминал о «величайшем человеке, воине, поддерживающем православную веру, российскую государственность», совместных творческих проектах (осуществлённых и только начатых). Над фильмом работал режиссёр Сергей Максюта. Раритетный фотоальбом выпущен издательством «Известия». Работа кипела полтора года, дабы успеть к 70-летнему юбилею Вячеслава Клыкова. За это время были сфотографированы «вешки» скульптора «от Москвы до самых до окраин». Причем, из шести с половиной тысяч снимков в издание вошло только восемьсот. Но каких! Самых-самых. Бронзовый же памятник Прасковье Луполовой (символа дочерней любви, взятого эмблемой паломничества Тобольско-Тюменской епархией) запечатлён в нём ишимским краеведом Геннадием Крамором. Которому и доверили вести вечер памяти. Звучали протяжные проголосные песни тоболовских «Станичников» (Александра и Владимира Пахтусовых), кои знавали скульптора. По его приглашению народный ансамбль казачьей песни выступал в Храме Христа Спасителя. Сергей Козубенко в торжественно-волнительной обстановке вручил один экземпляр труда с дарственной надписью «Музею П.П.Ершова. Любите, изучайте, храните историю России!» Другой – директору Культурного центра «Надежде Проскуряковой, патриоту родного края с искренней благодарностью за продолжение и вклад в историю России».

Чем чище музыка любви,
Тем громче музыка печали


Пожалуй, слова поэта-барда Булата Окуджавы как нельзя лучше передают внутреннее состояние собравшихся в камерном зале Культурного центра. (Кстати, презентация проекта состоялась ранее в Российской государственной библиотеке и в Курском педагогическом университете.)

В 2004-м Вячеслав Клыков открыл на сибирской земле три памятника – Василию Шукшину в Сростках на горе Пикет, адмиралу Колчаку в Иркутске и Прасковье Луполовой в Ишиме. Дважды приезжал в наш град. Покорил огромной силой воли, уверенной жизненной позицией, направленной на единение народов. Сам с 1989-го возглавил Международный Фонд славянской письменности и культуры и Всероссийское Соборное движение. (Благодаря деятельности Фонда 24-го мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры.) Создал в Москве памятник славянским первоучителям равноапостольным Кириллу и Мефодию, что установлен на площади Ногина (ныне Славянской). И более того – получил благословение патриарха на установление в нише скульптурного ансамбля лампады с благодатным огнем (что возгорается каждую субботу перед Пасхой), доставленным из Иерусалима. В лампаду стреляли. Но огонь не погас!

Вячеславу Михайловичу верили, за ним шли. Помогали друзья. (Хватало и злопыхателей.) Результат – сотни памятников, бюстов, надгробий, могильных крестов и памятных досок. Из всевозможных материалов: известняка, природного камня, бетона, меди... Но, к счастью, подавляющее большинство – из бронзы. Осуществить работы в вечном материале скульптору помогал вице-президент центра художественного литья «Царский остров» Владислав Мещангин. Благодаря сподвижникам и сыну Андрею (скульптору), Вячеслав Клыков успевал за месяц выполнить до трех работ. Причем, не ожидая финансирования, зачастую вкладывал собственные деньги. Однако, как сообщил Сергей Козубенко, многие задумки скульптора остались лишь в макетах. (Таковых насчитывается третья часть.) Не успел поставить в Омске памятник воинам-сибирякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Приготовил макет двадцативосьмиметровой башни с фамилиями пятидесяти шести тысяч воинов. На ишимской земле мечтал создать скульптурный портрет автора сказки «Конек-Горбунок» и увековечить крупнейшее Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921-го года.

Как история сибирской девушки «зацепила» скульптора?

Он рассказывал: «Я работал в своей мастерской – и вдруг звонок из Ишима: «Знаете, у нас была такая героиня, Прасковья Луполова, которая совершила подвиг – решилась пройти пешком из Ишима до Санкт-Петербурга». (Звонила Надежда Проскурякова – Авт.) Меня это сразу заинтересовало. А когда узнал, что ей было всего девятнадцать лет, подумал, способна ли моя дочь, которой двадцать четыре года, или кто-то из сыновей совершить такой подвиг? Это же какое мощное духовное воспитание было в то время! Пойти, взяв с собой только икону и палку от собак, добиться у царя аудиенции. Это что-то нереальное!.. Конечно, я сразу откликнулся. Этот подвиг достоин всероссийского признания, а со временем – и всецерковного. Такие подвиги бывают раз в столетие, чтобы подать пример остальным поколениям, как нужно любить свою родину, своих родителей, чтобы чувствовать себя хозяином, - не пришельцем, не иждивенцем, - а хозяином, благоустроителем своей земли».

Девять месяцев понадобилось Вячеславу Клыкову от замысла до воплощения образа Прасковьи. С 6-го августа 2004-го она уверенно шагает. Нет, летит, подобно птице, у Никольского храма Ишима...

Всматриваясь в документальные кадры фильма, вспомнила беседу с Надеждой Проскуряковой. Тогда на мой вопрос «Какой след в душе оставила личность скульптора?» Она ответила незамедлительно и точно: «Ожог». Пояснив, «когда он умер, было ощущение, что потеряли знамя. Это произошло оттого, что он в нас нашел единомышленников по духу. Приглашал в свою московскую мастерскую на Большую Ордынку. За короткий срок многому научил, дал целую жизненную установку. Убедил в том, что без конкретного имени километры земли оказываются безымянными. И только духовное имя дает им значение. Такими «духовными именами» для Ишима стали Прасковья Луполова и Пётр Ершов...»

«Не бойтесь быть русскими, не бойтесь быть православными!»

Говорит нам всей своей жизнью и творчеством скульптор, гражданин, патриот. С особым трепетом любил вспоминать родное село Мармыжи Курской области...

Огромный «плюс» фильма – документальные кадры, в том числе и выступления Вячеслава Михайловича при открытии знаковых памятников... Он сотворил себя сам. Ещё в детстве рисовал, делал односельчанам игрушки из глины. Занимался борьбой, штангой, боксом. Был лидером футбольной команды. Учился в Курском строительном техникуме. Работал на заводе. Где, будучи сварщиком, вырезал из металла портреты товарищей. Далее – учеба в Курском пединституте на худграфе. И судьбоносный художественный институт имени Сурикова. На пятом курсе последнего вуза стал знаменитым. Две его работы были приобретены Третьяковской галереей и Министерством культуры. Этапной искусствоведы называют бронзовую работу «Радость» (девочка, которая ловит капли дождя) 1971-го года.

Саму Москву златоглавую сегодня трудно представить без творений этого скульптора. Будь то статуя Меркурия у Центра Международной торговли. Или же оформление Детского музыкального театра. За что его удостоили первой Государственной премии СССР. (Второй – премией РСФСР – наградили в восемьдесят девятом за памятник Батюшкову на Соборной площади Вологды.) Памятник маршалу Жукову, открытый 8 мая 1995-го у стен Исторического музея на Манежной площади.

Триумф творчества – памятник Победы на Прохоровском поле. Высится пятидесятивосьмиметровая памятная свеча звонницы со словами священного Писания и фигурой Богоматери, распластавшей свой Покров надо всей Россией. На створках же звонницы – каменная летопись Великой Победы. Колокол бьет каждые двадцать минут в память о героях Куликовской битвы, Бородина и Курской дуги. Неподалеку от звонницы друг и ученик скульптора Анатолий Шишков воздвиг памятник Вячеславу Клыкову. А Андрей Клыков (сын) выполнил бюсты прославленных полководцев: Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жукова.

Страстно интересуясь историей и культурой, Вячеслав Михайлович считал: «талантливые люди – сокровища нации». Александр Пушкин, Федор Достоевский, Николай Рубцов, Василий Белов, Иван Бунин... увековечены им. Равно как и святые: Сергий Радонежский, Александр Невский, Серафим Саровский, княгиня Ольга, Святитель Николай... Два памятника воздают дань полководцу Древней Руси Святославу Храброму, олицетворяющему воинскую доблесть, мужество, неустрашимость и честь.

- Назвали проект «Возьмите меч мой», - пояснил руководитель Сергей Козубенко, - так как найдутся люди на Руси, которые будут как Святослав Храбрый и Вячеслав Клыков придерживаться принципа: идти вперёд без боязни и сомнений...

А проект уникальный, «возвращающий медленным сном в душу русскую звон золотистый».


Наталья КУТЫРЁВА
(«Тюменская область сегодня», 11.02.2010).
Фото автора.

Все события