Поиск
 
 
 
Дата события: 21.03.2008

Таинственный камень, или Секрет мусульманской святыни

Одинокая гранитная плита высотой метр семьдесят многие десятилетия хранит свою тайну. Имени человека, которому воздвигнут этот памятник, не знает никто…

Земля Сибирская. Область Тюменская. Бердюжский район. В переводе с тюркского «бердюжье» означает «междуозерье». Почвы здесь солончаковые. Места труднопроходимые. Наверное, именно поэтому в конце XIX – начале XX веков одно из образовавшихся здесь поселений назвали Тундровое. Жили в нем русские люди. Граждан мусульманского вероисповедания не было. А вот чуть позже неподалеку расположилось несколько заимок. На одной из них жили казахи. Местные жители и по сей день эти места называют «казахскими избушками». Иной раз можно услышать: «Где ты ягод набрала, соседка?» – «Да там, у казахских избушек!»

Сегодня на месте Тундрового нет и намёка на то, что когда-то здесь было поселение. Только жители деревни Одышка, которая находится от тундровской территории в шести километрах, кое-что вспоминают.

Житель деревни Михаил Иванович Гусев поведал давнюю историю. Плита установлена посреди пахотного поля. И однажды то ли не очень аккуратный, то ли не совсем трезвый пахарь задел сельхозагрегатом памятник и тот рухнул на землю. Местные мусульмане так дело не оставили. Пришли к мужику и пригрозили: мол, если не восстановишь – пострадает вся твоя семья. Конечно, протрезвевший полевод поставил надгробье на место. С тех пор памятника никто не трогал.

Чью же честь и память отстаивали местные мусульмане? Наверняка это был очень уважаемый или даже святой человек. Тогда почему усопшего по казахской традиции не увезли на родовое кладбище, а похоронили посреди степи, которая к тому же была распахана?

На плите просматриваются четыре цифры – 1919. Вероятно, это год смерти или год установки памятника. И если учесть, что до конца 20-х годов прошлого века оседлых казахов в этих краях не было, а вот кочевые иной раз встречались, то, возможно, один из них и остался лежать в сибирской степи.

Нет сомнений в том, что это могильное надгробие. Подобные установки можно наблюдать и на современных мусульманских кладбищах. Сильное сходство можно проследить с плитами на старинных захоронениях.

Как рассказал ишимский краевед, сотрудник Ершовского музея Геннадий Крамор, плита имеет сильное сходство со старинными памятниками на татарских захоронениях в районе города Тобольска. Из архивов можно узнать, что такие надгробия ставили знатным, богатым или святым людям. Однако тобольские надгробия намного старее и сделаны преимущественно из известняка. А бердюжская плита гранитная.

Местные старики считают, что здесь похоронен мулла. Но в летописи Бердюжского района нет сведений о том, чтобы когда-то здесь была мечеть. Откуда же появился мулла?

Удивительно, что ни на один вопрос мы не получили ответа или хотя бы предположения от современных представителей казахской диаспоры. Багира Мусатова родилась на заимке в 1928 году.

О надгробии знает только то, что оно здесь есть. По словам местных славян, казахские семьи покинули аул в одну ночь. Почему – неизвестно. С тех пор прошло полвека. Все это время некогда почитаемую святыню никто не посещал. Так бы все и осталось, если бы не случай…

Ишимские орнитологи проводили исследования в этой местности осенью 2004 года. Наткнувшись на таинственную плиту, сообщили о находке краеведам. Те в свою очередь поведали об этом представителям ишимской казахской диаспоры. Паломники преодолели более 80 километров, чтобы посетить святое место. Согласно Корану, прежде чем подойти к святыне, были соблюдены ритуалы, прочтены необходимые аяты. Попытки ишимских мусульман разузнать, кто же здесь захоронен, новых фактов не принесли. Зато добавили пару интересных историй. Одну из них пересказал житель Ишима Абдурахман Дюсенбаев Хаджи.

– Проезжают два пахаря мимо памятника. Один из них попросил остановиться и подошел к плите. Пробыл возле нее недолго. Поехали дальше. Однако дорога не получалась. Проедут несколько метров – воз валится. Проедут еще немного – опять авария. Один пахарь другого спрашивает, что он делал у плиты. А тот отвечает, что денег на могилке собрал, мол, будет на что после работы бутылку водки купить. Друг его отругал и заставил вернуть деньги на место. После этого они поехали без проблем.

Джамиля Мурзанова, руководитель Ишимского казахского культурного центра, говорит, что самое удивительное в надгробии – это большое количество строк сур. Сегодня, как, впрочем, и поколение назад, на могильных плитах казахи много не пишут. Обычно около пяти строчек. А на бердюжском надгробии их одиннадцать. Более того, прочитать надписи они не смогли.

Практически на каждом мусульманском надгробии можно увидеть строки сур. Молитва из Корана, как правило, пишется на арабском языке. Однако в нашем случае это не так. Специалисты склоняются к мнению, что это казахские слова, написанные арабскими буквами. Об этом ишимские краеведы узнали в Петербурге. Я же связалась с тобольским востоковедом Игорем Беличем. Отправив ученому по электронной почте изображение камня, получила следующий ответ: «…Скорее всего, текст надписи сделан на тюрки почерком «насх» в арабской графике. Но это предположение. Точнее может сказать профессор Ф. Яхин из Казани».

Разгадка тайны

Мне не удалось связаться с учёным из Казани. Однако по прошествии двух лет я встретилась с Джамилей Ахметджановной. Женщина взяла меня за руку и заглянула в глаза.

– А ведь казанский учёный сделал перевод, – сказала она, – правда, не всех строк, но в целом можно понять, о чем речь.

У меня перехватило дух. Ну вот, думаю, наконец-то тайна раскрылась. Читаю: «В 1912 году 8 июля сын Тюктабия Биктакей 92-х лет… ушел в вечность из этого бренного мира… Просим Аллаха принять его по справедливости… Гали Ахмет 1165». Последнее имя и цифры, как считает ученый, того, кто установил надгробие, и год (по мусульманскому летоисчислению) установки.

Во время работы над материалом передо мной ясно вставала картина: начало XX века, казахи идут сюда пешком или на повозке, запряженной лошадьми (единственный в те времена сибирский транспорт), преодолевают сотни километров. Они молятся здесь часами. И однажды уходят отсюда навсегда. Почему Богу было угодно покрыть завесой тайны мусульманскую святыню, и зачем спустя полвека он позволяет человеку вновь обратить на нее внимание? Возможно, однажды я узнаю ответы и на эти вопросы.


Оксана ПАВЛОВА
("Тюменская область сегодня", 21.03.2008).

Все события