Поиск
 
 
 
Дата события: 18.08.2010

Бремя истории своего края

Сеть магазинов «Читай-город», появившаяся в Тюмени, поражает своим внутренним устройством, просторными торговыми залами и ассортиментом предлагаемых здесь книг. Ощущение такое, что начинается новая эпоха в жизни источника знаний. Появление москвичей на местном рынке, если и не предполагало возможность местному издателю попасть со своим товаром в столичные магазины, то во всяком случае вселяло уверенность, что появятся для местной книги новые торговые ряды.

Но на деле все оказалось гораздо скучнее. Предлагаемый местными производителями ассортимент отправляют на утверждение в Москву, в общество с ограниченной ответственностью «Партнер Аи Ди», очевидно, владельцу сети магазинов «Читай-город». И он не всегда говорит «да!» местной продукции. Новый источник знаний оказался тривиальным вариантом вертикали власти. Теперь где-то там решают, что мы имеем право читать...

Но провинция живет прежней жизнью. Процесс самоидентификации, как и раньше, отражается в культурных событиях отдаленной от столиц территории. И особенно отрадно в создавшейся ситуации держать в руках очередной выпуск «Коркиной слободы». Уже десятый.

Как и все предыдущие, он насыщен информацией о прошлом Ишима, о том времени, когда тот именовался Коркиной слободой. Врач-рентгенолог Александр Кутырёв, исследуя историю казачества Сибири, пытается проецировать ее на жизнь острога, появившегося в устье реки Ишим в 1631 г. Практически через сто лет служилых людей в крепости Коркинской слободы насчитывалось около 300 человек и было 19 пушек. Другой краевед – доцент местного пединститута Елена Шилова пытается нарисовать картину города, каким он был в начале XIX века. Ветхая церковь, первое учебное заведение, открытое еще в 1817 году, три соляных «магазейна», тюремный острог... Автор статьи не забывает при этом соотносить расположение в старом Ишиме с картой современного города.

Падение нравов среди населения, ставшее следствием социальных потрясений первой четверти XX в. (мировая и гражданская войны, революция), привело к росту преступности. Ситуация усугублялась нарушением законности новой власти, которая позволяла по личному усмотрению ее представителей конфисковывать у населения продукты, скот, имущество. В милиции работали, как правило, вчерашние батраки и дезертиры из колчаковской армии. Как приходилось новой власти наводить порядок, рассказал в альманахе заведующий кафедрой истории и социально-гуманитарных наук Игорь Курышев.

В разделе «Культура края» – две публикации сибирского краеведа Анатолия Омельчука о Парасковье Луполовой и Петре Ершове. Автор полемизирует в них с краеведом Т. Савченковой, преподавателем ли¬тературы местного пединститута. Ее считают главным ершоведом, и это звание Татьяна Павловна пытается оправдать своими научными изысканиями. Ее последняя идея – П. Ершов был сотрудником «Неофициальной части Тобольских губернских ведомостей», а не только цензором. Несмотря на изученность этого вопроса Т.П. Савченкова пытается аргументировать свою гипотезу и с помощью текстологии внести свою лепту в ершоведение.

Работник Ишимской типографии Надежда Сазонова и сотрудница местного краеведческого музея Ольга Мишкина совместно написали статью о начале печатного дела в провинциальном городишке Тобольской губернии. Работа посвящена стодвадцатилетию Ишимской типографии, которая открылась в 1892 г. Семен Двойников приобрел ее у Ивана Анисимова. Именно в его типографии печатались первые ишимские газеты.

О дате первого спектакля, поставленного в Ишиме, краеведы пока сказать ничего не могут. Но с появлением губернской прессы история местного театра просматривается достаточно четко. И сотрудник городского историко-краеведческого музея Ольга Самсонова вносит штрихи своих поисков на белые пятна. Первый заведующий театром в советское время А. В. Чернов, который был и режиссером, и гримером, и декоратором. Исполнители ролей и названия спектаклей в начале двадцатых годов XX в. Материала собралось немало, особенно о жизни театра в новейшее время. В рекламных буклетиках обнаружено и имя тюменского поэта Николая Денисова, который играл в местном театре, работая на ишимском городском радио. Еще один штрих в биографию талантливого автора.

В этом же разделе опубликовано и интервью с самим Николаем Васильевичем, тезкой Гоголя. По утверждению автора, в некоторых его прозаических вещах над ним довлел творческий метод автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Уже не первый год возглавляет редколлегию альманаха сотрудник Литературного музея П.П. Ершова Геннадий Крамор. Он не только объединяет авторов Тюмени, Кургана, Челябинска, Екатеринбурга вокруг издания, но и сам пишет. Основная часть его публикаций посвящена истории церкви на ишимской земле. Только в этом номере три статьи редактора посвящены изучению вопросов религии. Рассказывая о явленной иконе и святом источнике в Черемшанке, автор затронул историю церкви в вышеназванном селе, которая пережила на своей жизни немало метаморфоз. В помещении, строительство которого было завершено еще в 1855 г., находился и клуб, размещались и склады, именуемые в народе «похауз» – пакгауз. Сегодня храм возрождается. Не зря и статья названа: «Если заблудитесь – церковь ищите!..».

Еще одна статья редактора альманаха посвящена событиям, вращающимся вокруг родного города Ишим. Г. Крамор повествует о приезде из Аргентины дочери ишимского священника Андрея Сивиллова. Рассказ о внештатном корреспонденте «Ишимской правды» Марии Бровко, чье имя есть на карте города (назван переулок) – попытка редактора альманаха отметить столетний юбилей почетного гражданина города, краеведа.

Итак, пять статей в одном лишь номере альманаха. Понимаешь, что именно усилиями таких энтузиастов поддерживается бремя истории родного края. И таким краморам никакие вертикали власти не страшны. Даже если каждый из тысячи экземпляров осядет в чьей-то частной коллекции, минуя существующие книжные развалы. Чтобы возникнуть в них через годы...


Лукич (Юрий МАНДРИКА)
(Краеведческий альманах «Подорожник», вып. 11, 2009, стр. 248-250).

Все события