Поиск
 
 
 
Дата события: 16.05.2006

Прорубить окно в Европу

По соседству с чуть потрепанными временем полотнами, что вместе с мемориальной доской человечищу Евгению Матвееву сторожат стеклянный вход в Тюменский драмтеатр, лег курсом по преддождевому ветру новый флаг. Стараясь быть созвучным мучающим колонки фанфарам, фестивальное полотно с символикой очередного «Золотого конька» поднял на мачту как всегда безупречный старожил драмы Вениамин Данилович Панов.

Громкие аплодисменты. Приветственная речь председателя областного комитета по культуре Евгения Негинского, следом – выход директора драмтеатра Владимира Коревицкого и ничуть не изменившейся за два года с прошлой встречи Ирины Григорьевны Мягковой – сияющего и приятно-серьезного председателя жюри «Конька». Всяк спешащий мимо удивлен: что за местечковое мероприятие с кучей телекамер и фотообъективов? Пятый Международный театральный фестиваль «Золотой конек», уважаемые, которым пока можно хвастаться и которому не стыдно удивляться.

Неизвестный Ершов и знакомый Елфимов

Нынешний фестиваль может претендовать на строчку в Книге Гиннесса: открывали два с половиной часа, то выливая мощный поток информации, то неожиданно отпуская погулять на воздухе. За это время, собственно, случилось немало приятных вещей: в обязательном порядке – массовый перекур, устроенный операторами для себя любимых, в необязательном – находка музейных гурманов – открытие в фойе театра сразу двух экспозиций.

Про фотовыставку «Ангелы Сибири» Аркадия Елфимова искусствовед Наталья Сезева говорила вдохновенно и ласково, подбирая «музыкальные» слова, не забывая провести параллели с самим фестивалем.

Первый сибирский театр появился в граде Тобольске. Главная страсть мецената и книгоиздателя, в последнее время выросшего из любителя в фотографа-профессионала, – величественный и удивительный Тобольский кремль. Название экспозиции авторы позаимствовали у художника Ремезова, который когда-то представил Сибирь в образе чудесного ангела с сердцем в граде на пересечении Тобола и Иртыша. Из тысячной коллекции на выставке презентована лишь малая часть – размахнуться не позволили площади драмы…

И все же любви и привязанности Елфимова к «жемчужине Сибири» нельзя не поверить. Чтобы в этом убедиться, достаточно увидеть хотя бы одну работу: в каждой фотографии нежность и боль по минутам, что, ускользая и просачиваясь сквозь пальцы, не забывают оставить по автографу на каменных стенах кремля.

Вторая экспозиция – итог усердной работы музейщиков из Ишима. В их представлении Петр Ершов – не только автор бессмертного «Конька-Горбунка», прошедшего через судьбы тысяч зеленых юнцов, но прежде всего храмовый строитель, ратовавший за возведение церкви Петра Столпника в родном Безруково (ныне – Ершово). Под стеклом в рамочках – редкие мелочи, которые можно разглядывать часами: выполненные с ювелирной точностью эскизы костюмов к постановке «Горбунка», фотографии Петра Павловича с родственниками и друзьями, его бумаги и записки, чертежи и рисунки. Это другой Ершов – менее сказочный и романтичный. Больше прагматик, мудрый, сердобольный хозяйственник, к которому крестьяне шли как к учителю.

В открытых накануне фестиваля выставках о двух меценатах – Ершове (голос прошлого) и Елфимове (голос настоящего) – можно найти и другой, кроме художественного, смысл. Раньше театры строились на деньги и с отеческого благословения купцов-промышленников.

На первый взгляд далекие от культуры и искусства, они тем не менее не жалели на это ни средств, ни времени. Сегодня каждый пятый называет себя культурологом, каждый второй – великим мастером… Все слова, красивые, высокие. А как до дела дойдет…

Пятый интернационал

Пока не дошло, театральной провинции приходится делать себя своими руками. Она не жалуется – ищет способы, как выразилась на пресс-конференции Ирина Мягкова, вписаться в культурный контекст. Раньше было что? Гастроли – долгие, овационные, похожие на бесконечность, когда о театре из глубинки мог узнать практически весь мир.

Сегодня гастролей нет: большинство трупп сидят по домам и балуются плюшками. Собственно «Золотой конек» тюменская драма придумала как альтернативу путешествиям по России и за границей (предел мечтаний любой отечественной труппы – прорубить окно в Европу).
Каждый фестиваль не похож на предыдущий: в 2004 году он, помнится, назывался регионально-демократичным (его двери были открыты для всех заявивших о себе коллективов), нынешний получил статус международного форума.

Планка значительно поднялась: не все 50 спектаклей были допущены до зрителя (Коревицкий улыбается: «Исключение сделали для давних друзей фестиваля»). Как оказалось, беспощадна в своих оценках председатель жюри Мягкова: ее критерии отбора – художественный вкус и новизна.

«Есть спектакли на каждый день – по-своему милы и хороши, но «Золотому коньку» абсолютно не подходят. Фестивальная работа должна удивлять и завораживать. Интересную, не махровую подачу народного эпоса предложил Государственный национальный театр Республики Карелия. А Владислав Знорко, везущий актеров из Марселя! Человек делает постановку за две недели, зато думает над ней всю жизнь!», – комментирует Ирина Григорьевна.

Главная цель еще одного представителя жюри – итальянки Миммы Галлины (театральный критик, автор книги об итальянском театральном менеджменте, путешественница, знаток множества языков) – естественная культурная сибирская провинция. Авторитетный организатор необычных фестивалей по всей стране (в местах, близких к шахтам и замкам), итальянская гостья ожидает познакомиться на «Золотом коньке» с интересными коллективами и пригласить их в свои будущие проекты.

Преподаватель театральной школы в Ташкенте, профессор Мухаббат Туляходжаева ждет от форума на Тюменской земле приятных эмоций. У себя в Узбекистане их получить не так-то просто: фестивали остались в прошлом. Правда, в октябре, возможно, будет возрожден проект «Восток-Запад», а вместе с ним фольклор. Заметили, состав жюри в этом году интернациональный?! По мнению Ирины Мягковой, в этом вся соль: опытные мастера знают о театральных традициях и чувствуют новые веяния.

Эх, Зина, Зина…

Если о невиданном ранее, то им как раз и был открыт «Золотой конек». Бурю эмоций и страстей из города на Неве привез драматический театр «На Литейном». Спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх» Валерия Семеновского подобен игре в баскетбол. Одна команда – наш достославный поэт Сергей Есенин. Другая – ежечасно удивляющий режиссер Всеволод Мейерхольд. В роли «мяча» – Зина Райх, актриса, муза, женщина, которую всяк стремился оклеветать, унизить, растоптать.

К счастью, в глазах детей она всегда оставалась МАМОЙ – самой нежной, внимательной, благородной. Все еще сомневаетесь? Тогда вам пора в театр – развеять мифы, развенчать сомнения и обрести веру. В этом обещают помочь режиссер французского телеканала «Культура», интернациональное жюри, актеры и тюменские журналисты.


("Тюменская область сегодня", 16.05.2006).

Все события