Поиск
 
 
 
Дата события: 01.03.2011

Мятежный дух истории
 
Среди множества скорбных дат в нашем календаре есть одна, касающаяся всех горожан. Зимой 1921-го года в Ишимском уезде полыхало крестьянское восстание, участниками которого, по разными подсчетам, стали от 40 до 60 тысяч наших земляков. Террор, насилие, жестокие кровавые расправы и, конечно же, личный героизм командиров и простых людей, всего лишь пытавшихся отстоять право на хлеб для своей семьи. Все это было на нашей земле. И сложно поверить, что события эти происходили всего-то 90 лет назад...

Вспомнить о давно минувшем неравнодушные ишимцы собрались ни где-нибудь, а в здании местного архива. Но лучше места и не придумаешь! Да и сами "архивисты" к событию готовились - оформили на огромном стенде тематическую выставку, достали из анналов уникальные документы почти столетней давности. Полистать раритетные бумаги и прикоснуться к истории могли в тот день все собравшиеся. А история была страшной...

Гости архива услышали и о том, как повстанцы из села Травное шли в бой под колокольный звон и как под этот звон село почти сравняли с землей. О том, как неподалеку от Синицыно на берегу реки расстреляли из пулемета простых мужиков, хлебопашцев, рискнувших пойти против властей, и надеявшихся завершить бунт к весенней посевной... И это лишь пара страниц из той книги жизни.

Как пояснили специалисты, ранее о восстании крестьян в Западной Сибири многое замалчивалось, а в школьных учебниках его вообще не было. Но сегодня белые пятна постепенно заполняются. Уже нет в живых многих из тех, кому довелось пережить восстание, но их дети еще хранят в памяти поведанное их отцами. Не менее ценны и письменные доказательства - ими занимаются и ныне ученые Сибири и Казахстана (восстание 1921-го задело и некоторые области сопредельного государства). А один из участников нынешнего собрания - Игорь Курышев, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель ишимского пединститута - посвятил исследованию восстания не только диссертацию, но и практически всю жизнь. Может быть, именно поэтому он рассказывал об исторических персонажах той поры так, будто каждого когда-то знал лично. А его коллега - исследователь и публицист Николай Ольков даже написал о восстании художественную повесть "Гриша Атаманов". Время, участники, и все происходящее в повести - исторически верно. Но самое главное, сам Атаманов в ней - не лубочный герой с постамента, а в первую очередь живой человек. Специалисты уже высоко оценили творчество Олькова, вот только прочесть повесть удастся не каждому. Книга вышла маленьким тиражом, большинство экземпляров разъехались по районам. А жаль, ведь в школах можно было бы даже проводить уроки по ней - все описанное происходило с нашими дедами и прадедами+

90-летие восстания не отмечено научными конференциями с участием высоких гостей, и вспоминали о нем в скромной, домашней обстановке городского архива. Однако, как пояснил краевед Геннадий Крамор, это совсем не значит, что "ишимский бунт" перестал быть интересен.

- У нас есть одна интересная задумка, - говорит Геннадий, - В сквере возле центральной библиотеки стоит неприметный памятник жертвам мятежа. И очень бы хотелось заменить его на гранитный монумент, политый кровью, над которым распростер свои крыла черный ворон... Мало кто знает, но именно с песней про черного ворона тогда шли крестьяне навстречу смерти. Только это пока на уровне идеи, мысли. Но если все сложится удачно, вполне возможно, что мы ее осуществим. Хотя Ишим до сих пор единственный город, где и сейчас восстание 1921-го увековечено в камне...

Елена СВЕТЛОВА
("Ишимский плацдарм", № 8 (380), 23.02.2011).



Мятеж в документах

17 февраля в Ишимском госархиве состоялась презентация выставки документов, рассказывающих о ходе крестьянского восстания на территории Ишимского уезда.

Эти документы хорошо знакомы учёным. Приглашённый на открытие кандидат исторических наук, доцент ИГПИ им. П.П.Ершова И.В.Курышев заметил, что в этой подборке – уникальность ишимского хранилища памяти. Мимо нашего архива не может пройти ни один историк, серьёзно занимающийся темой Западно-Сибирского восстания. И хотя за последние годы написано немало трудов, опубликованы многие документы, полная картина «крестьянской войны» пока не реконструирована. Например, мало изучены подробности попытки захвата повстанцами города Ишима 10 февраля 1921 года.

Научные выкладки Игоря Владимировича вспыхнули живым эмоциональным огнём в выступлении другого гостя – писателя Н.М.Олькова. Творческую душу глубоко задела судьба повстанческого командарма Григория Атаманова, погибшего от рук своих подчинённых в селе Уктузе Бердюжского района. О нём Николай Максимович написал книгу, рассказ о которой породил бурную дискуссию.

«Меня упрекают, что в названии повести – «Гриша Атаманов» – использовал малую, ласковую форму имени героя. Был соблазн назвать повесть «Буча». Но я воспринял этого юношу как сына, как символ доблести, патриотизма и русскости. Потому – Гриша, а не Григорий. Двадцатый век начался насилием над крестьянством и закончился им же. В ходе очередной, теперь уже «демократической», революции сломали едва сложившуюся социально-экономическую структуру деревни, жирные куски коллективной собственности расхватали суетливые и смышлёные ребята, а деревни обречены на вымирание. «Как жить?» – снова этот вопрос в глазах ставших в одночасье безземельными и безлошадными сибирских мужиков. Исчезли рабочие места. Отечественных продуктов производится в разы меньше. А на телеэкранах – игра лозунгами: модернизация, компьютеризация, нанотехнологии… Сегодняшний крестьянин по материальному и социальному положению мало отличается от своего прадеда из 1921 года. Но он духом ниже, в нём вытравлена гордость, он не умеет, не хочет и, похоже, не будет вставать в полный рост за себя, за своих детей, за будущее…»

На презентации присутствовал председатель Ишимской городской Думы А.В.Ипатенко. Обращённые в современность слова историка и писателя не оставили его равнодушным: «К сожалению, мы себе организовали историю, полную страданий. В народе вытравлено само желание что-то делать на земле. Сейчас сильна тенденция приглашать для обработки нашей земли соседей из более нищих стран – но ведь через три поколения они будут здесь хозяевами…»

Подведением черты под выступлениями стало сообщение краеведа Г.А.Крамора о том, что после январской публикации о восстании 1921 года в странице «Собор» у ишимских предпринимателей появилась идея обновить памятный знак жертвам кровавых событий в центральном сквере. Сейчас идёт работа над воплощением этого предложения в жизнь. Ведь за далью годов мы видим, что в этой войне есть лишь одна жертва – наш многострадальный народ.


Геннадий КРАМОР
("Ишимская правда", № 23-24 (16840-16841), 26.02.2011).

ФОТОРЕПОРТАЖ

Все события