Поиск
 
 
 
Дата события: 12.10.2011

Никитин вернулся в Ишим

В Ишиме не сохранилось домов, связанных с именем выдающегося инженера-конструктора Николая Васильевича Никитина. Здание приходского училища, которое он окончил в 1917 году, сгорело в конце 1940-х. Здание мужской гимназии, в которой он проучился два года, огонь уничтожил ещё раньше – в 1929-м. Последовательно сносились дома, в которых квартировала семья Никитиных. Последний уничтожен в сентябре этого года. Даже мемориальную табличку на месте одного из трёх «никитинских» адресов в Ишиме изломали вандалы. Зато Николай Васильевич вернулся в виде памятника. Первого и единственного в России.

Кто-то спросит: а кто такой Никитин? За что ему почёт? Жаль, что главное сооружение в его жизни не названо именем автора, – было бы сразу ясно. Есть башни Эйфелева, Шуховская… Останкинская башня в Москве по праву могла бы называться Никитинской. 540 метров – самое высокое сооружение в мире в течение восьми лет после своего открытия в 1967 году и самое высокое сооружение Европы по сей день. Гениальное инженерное решение, позволяющее башне не только противостоять силе ветра, но и позволившее ей устоять во время пожара, случившегося в начале XXI века. «Триста лет – моя гарантия!» – говорил Николай Васильевич. К тому времени за его плечами был опыт проектирования на таких объектах как Новосибирский вокзал, столичные Дворец Советов (не осуществлённый), Центральный стадион им. В.И.Ленина и Московский госуниверситет, Дворец культуры и науки в Варшаве, Мемориал В.И.Ленина в Ульяновске… Ему же принадлежит инженерная работа над монументом Е.И.Вучетича «Родина-мать» в Волгограде, – это самая высокая скульптура мира. Он лауреат премий Государственной (Сталинской) в 1951 году и Ленинской в 1970-м.

Родился Николай Васильевич в городе Тобольске. В 1911 году, когда будущему конструктору шёл четвёртый год, семья переехала в Ишим. В семье Никитиных сохранилось несколько фотографий ишимского периода. На одной из них изображены дети – Николай с сестрой Валентиной. Снимок сделан вскоре после переезда. На паспарту – золотое тиснение: «Фотографъ П.И. Жилинъ. Ишимъ». Вскоре мать Ольга Николаевна открыла свой фотосалон. Отец Василий Васильевич занимался частной адвокатской практикой.

На долгие годы Коле запомнился вид из окна одной из квартир – белоснежное здание городской управы, а над ней гордо вздымается в небо пожарная каланча. По-нынешнему – этажей пять, не больше. Но не у этого ли окна родилась его мечта – стать архитектором, инженером?..

В сентябре-октябре 1919 года Ишим охватила паника. Части Белой армии отступали на восток, неся с собой рассказы о зверствах большевиков. Семья Никитиных спешно эвакуировалась вместе с десятками других семей ишимцев, бросив имущество. Остановились в Ново-Николаевске, вскоре переименованном в Новосибирск. Жить было тяжело. Но Николай окончил школу, а в 1930 году – инженерно-строительный факультет Сибирского технологического института в Томске по специальности «архитектор». Так начиналась его трудная и славная судьба…

Ишимские краеведы даже и не мечтали о памятнике Никитину. Но исследовательская работа велась. В сентябре 2002 года научный сотрудник краеведческого музея Надежда Проскурякова подготовила выставку, на которой были представлены уникальные экспонаты – подлинные рукописи и рисунки Н.В.Никитина, подаренные его снохой Натальей Евгеньевной, а также фотографии его родителей из архивного следственного дела: Василий Васильевич Никитин был арестован органами НКВД и расстрелян в 1942 году (реабилитирован посмертно). Идея же поставить памятник инженеру родилась год назад, когда в рамках реконструкции «гостевой» улицы имени Маркса администрация города решила украсить её памятниками выдающимся землякам.

Сооружение высотой 4,5 метра, выполненное из нержавеющей стали, установлено у гостиницы. Выбор места не случаен: гости города могут сразу «познакомиться» с одним из самых именитых ишимцев. Авторы памятника А.Ф. Медведев, С.В. Титлинов, С.А. Савин представили Никитина в момент завершения работы над проектом телебашни. Инженер стоит у кульмана положив руки на спинку стула и победно-удовлетворённым взглядом смотрит на силуэтный чертёж будущего сооружения. Верхняя часть башни вынесена за верхнюю границу доски, символизируя прорыв конструкторской мысли. Фоном для чертежа становятся реальные городские постройки – и Останкинская башня будто действительно «вырастает» из ишимского детства Никитина.

Сталь – довольно редкий материал для изготовления памятников. Из известных скульптур вспоминаются «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной. На состоявшейся 29 сентября церемонии открытия Сергей Титлинов, один из соавторов памятника и генеральный директор творческо-производственного объединения «Екатеринбургский художественный фонд», пояснил выбор материала: «Нержавеющая сталь для середины ХХ века – это опережение времени, шаг вперёд, в эпоху хай-тека. Это и указание на стальной характер Николая Васильевича, которому возведение башни стоило немалых трудов и здоровья». В то же время памятник очень человечен: у него нет постамента, и присесть на никитинский стул может любой прохожий. На эту «зримую возможность приобщиться к великому» особо обратил внимание председатель Ишимской городской Думы Алексей Ипатенко. А представитель заказчика, директор МУ «Управление архитектуры и градостроительства Ишима» Сергей Рудаев сразу поставил памятник Никитину в один ряд с лучшими монументами Ишима – памятником Ленину работы Н.В.Томского и памятником подвигу дочерней любви Прасковьи Луполовой работы В.М.Клыкова.

В утешение об утрате никитинских мест прозвучали слова заместителя председателя Тюменской областной Думы Виктора Рейна. Он отметил, что создание памятников таким людям как Николай Никитин – реальная работа по сохранению историко-культурного наследия. «Но это и мотивация для подрастающего поколения – быть такими, как наш великий земляк. И такие памятники повышают привлекательность территории», – добавил депутат.

Эту же воспитательную миссию памятника подчеркнул Сергей Титлинов: «Молодёжи нужны ориентиры. Гении рождаются в глубинке, такой как Ишим – город непростой, который открывается не вдруг и не всем. И я очень рад, что теперь Никитин вернулся в Ишим…»

В будущем планируется цветная подсветка памятника, с тем, чтобы холодная в дневное время сталь по вечерам начинала играть всеми цветами радуги. Заказчики памятника надеются и на то, что он не станет лёгкой добычей вандалов. «Нержавейка» мало привлекательна для охотников за цветным металлом, а конструкции памятника надёжны как никитинские творения.

На этом череда открытий не завершается. В конце года в Ишиме будет установлен памятник легендарному основателю города Ивану Коркину.


Геннадий Крамор.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Все события