Поиск
 
 
 
Дата события: 31.07.2008

Презентация фильма «Параша Сибирячка»

Презентация фильма «Параша Сибирячка», снятого питерским режиссёром Константином Валентиновичем Артюховым при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации, состоялась 12 июня в Ишиме. По значимости «продукт» кинокомпании «Кинор» выходит за рамки региональных и даже всероссийских событий.

Фильмы-исследования талантливого кинодокументалиста студии «Леннаучфильм» четыре десятилетия являются гордостью и достоянием мировой культуры. Их более семи десятков. Некоторые время от времени транслируются по каналу «Культура». Фильмотека Литературного музея П.П. Ершова, к сожалению, располагает немногими творениями маэстро. А его директор Надежда Проскурякова охотно приглашает ишимцев и гостей города познакомиться с фильмами: «Сашка, Машка, Гришка, Наташка» (о судьбе детей А.С. Пушкина), «Странная жизнь Ганнибала», «На брегу реки Фонтанки...» (о реконструкции дома Гавриила Державина).

Два шедевра режиссёра для нас просто бесценны, так как связаны с Ишимом. В августе 2006 года состоялась премьера фильма о Ершове «Сибирский сказочник». Озвучивал его сам Константин Валентинович. В роли рассказчика он тогда дебютировал. Помню, как искренне волновался перед показом. А после радовался сильному впечатлению, произведённому на зрителей. Мы буквально влюбились в картину с тончайшей музыкой, живописными иллюстрациями Михаила Знаменского к ершовским произведениям. Невидимыми прочными нитями связаны в нём Москва, Санкт-Петербург, Тобольск, Ялуторовск, Ишим и село Ершово.

При съёмках фильма режиссёру очень помогла кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ИГПИ имени П.П. Ершова Татьяна Савченкова. А в картине «Параша Сибирячка» она стала автором сценария. Как же иначе? Благодаря Татьяне Павловне обрёл «второе дыхание» дочерний подвиг Прасковьи Луполовой. В одной из бесед филолог рассказала мне о той «волшебной ниточке», что помогла распутать любопытные события и факты:

- Я наткнулась на книгу Льва Сергеевича Тишкина «Чехословацкие находки. Из зарубежной Пушкинианы». Автор работал в архивах, замках. Нашёл материалы, связанные с Пушкиным и Ксавье де Местром... Смотрю - там упоминание о девочке, которая отправилась из Ишима за помилованием для своего ссыльного отца. Это была зацепка. Пошла дальше. Нашла издания, посвященные Прасковье Луполовой. Увидела, что ее фигура была центральной в литературе и культуре XIX века. Потому, что многие о ней писали. Когда стала ею заниматься, то увидела, что это какой-то нераскрытый, неисследованный пласт культуры. Увлекло, так как это краеведение, которое выходит на уровень мировой литературы.

Архивные находки оказались убедительными и исторически достоверными, что позволило точно воссоздать подвиг Прасковьи и его отражение в литературе и искусстве XIX века. А при поддержке областной администрации, главы города Виктора Рейна, ряда предприятий и организаций в 2004 году удалось выполнить скульптурный портрет Прасковьи Луполовой. В бронзе запечатлел ее на ишимской земле заслуженный художник России, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР имени И.Е. Репина, обладатель золотой медали Академии художников СССР Вячеслав Клыков. Многих достойных дочерей и сынов русских успел за свою жизнь увековечить мастер-патриот: маршала Жукова, Сергея Радонежского, Достоевского, Шукшина...

О побудительных творческих мотивах создать образ Прасковьи скульптор рассказал в интервью, опубликованном в шестом номере краеведческого альманаха «Коркина слобода»: «... Меня это сразу заинтересовало. А когда узнал, что ей было всего девятнадцать лет, я сразу подумал, способна ли моя дочь, которой двадцать четыре года, или кто-то из моих сыновей свершить такой подвиг? Это же какое мощное духовное воспитание было в то время! Пойти, взяв с собой только икону и палку от собак, добиться у царя аудиенции. Это что-то нереальное! А оно оказалось реальным. Конечно, я сразу откликнулся. Этот подвиг достоин всероссийского признания, а может быть, со временем – и всецерковного. Такие подвиги бывают раз в столетие, чтобы подать пример остальным поколениям, как нужно любить своих родителей, чтобы чувствовать себя хозяином, - не пришельцем, не иждивенцем, - а хозяином, благоустроителем своей земли».

Пожалуй, эта вселенская мысль великолепно передана и в получасовом фильме. Сюжетную нить в нём ведёт автор сценария, повествуя о своих научных находках и вовлекая зрителей в ход мыслительных операций, дабы воссоздать цепь событий былых времен. Многие эксклюзивные детали, удачно найденные режиссёром-исследователем, сделали сюжет особо интригующим. Например, портрет Ксавье де Местра, обнаруженный им в Брюсселе.

В унисон тревожным событиям звучат музыка Юрия Симакина и фрагменты оперы Гаэтано Доницетти «Ссыльные в Сибири». Карту российской империи на экране сменяет ослепительная белизна снега и девушка, следующая с посохом по тропе, одинокая и беззащитная, как птаха. Кровавый закат, лиловый снег покрывают безмолвие, предупреждая об опасностях длительного пути. Вот Прасковья (её роль сыграла Ксения Крамор) едет на розвальнях, пестреет берёзовый лес с чередой запорошенных стогов. Далее, миновав Сибирь, следует через Уральские горы, Пермь, Казань, Нижний Новгород, Москву. Наконец, Санкт-Петербург. Зимний дворец. Мелькают золото и помпезность убранств. И вдруг – статуя Фемиды как спасение, надежда... Фильм завораживающий.

Реальная история подвига Прасковьи Луполовой потрясла некогда Европу ничуть не меньше. Французская писательница Мари-Софи Коттен посвятила ей роман «Елизавета, или Ссыльные в Сибири». В то время это произведение претерпело около восьмидесяти переводов. Любила его и пушкинская героиня Татьяна Ларина. Романическая интрига любовного романа не устроила другого французского писателя Ксавье де Местра. Он создал более драматичную, приближенную к реалиям версию подвига девушки в повести «Юная сибирячка». Писатель водил дружбу с родителями А.С. Пушкина. Как предполагают литературоведы, быть может, потому в «Капитанской дочке» в Маше Мироновой так много общего с Прасковьей Луполовой. Пьесу «Параша Сибирячка», написанную русским драматургом Николаем Полевым, увидел на сцене Александрийского театра Михаил Нестеров. Ему было девять лет, но впечатления от пережитого спектакля нашли позже отражение в лицах девушек на картине «Великий постриг». Его воспоминания звучат и в фильме: «Я, прикованный к сцене, обомлел от неожиданности. Передо мной был настоящий лес. В лесу – бедная девушка. Шла Параша Сибирячка. Что я пережил с этой несчастной Парашей! Как же было трогательно: и горе Параши, и лес, и глубокий снег. Долго-долго бредил я. Не прошла она в моей жизни бесследно».

Прасковья Луполова выстояла, победила, преодолев за год расстояние от Ишима до Санкт-Петербурга, добилась у императора помилования для своего ссыльного отца. А после сдержала обет – ушла в монастырь. Скончалась в Десятинном монастыре Великого Новгорода двадцати пяти лет от роду. На надгробной плите до разрушения монастыря сохранялось величие её подвига и влияние на умы и сердца людей. В чём оно? В причудливом переплетении реального и литературного имени: Елизавета Лупалова (с «а») и Параша Сибирячка.

Шедевр, привезённый директором фильма Александром Соколовским и режиссёром Константином Артюховым, вместил титанический труд целой команды профессионалов. Работали во Всероссийском музее Пушкина, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Российской Национальной библиотеке, Санкт-Петербургской театральной библиотеке, Александрийском театре, историко-краеведческом музее Ишима и Литературном П.П. Ершова, Екатеринбургском краеведческом и Новгородском музее-заповеднике.

Основной лейтмотив подвига – «Родители никогда не могут быть виновны в глазах детей». Так отвечала девушка сильным мира. Сколько мудрости, гуманизма, сострадания и добродетели в этом ответе! Оттого и после просмотра картины вновь появились живые цветы у скульптурного постамента Прасковьи. Её подвиг, увековеченный теперь и в прекрасном фильме, заставит многих переосмыслить подлинные ценности жизни.

 

Наталья Кутырёва
("Ишимская правда", 31.07.2008 г.).

Фотографии Геннадия Крамора.

Все события