Поиск
 
 
 
Дата события: 24.10.2010

Такая короткая долгая жизнь…


Свадебный кортеж дочери моих знакомых от загса отправился на Черняковскую площадь. Невеста положила букет к памятнику Прасковье Луполовой, чем выразила и дочернюю благодарность своим родителям. В таком желании Настя была не единственна: подножие уже утопало в цветах. Напоенное солнцем разноцветье лета, улыбки... Казалось, и бронзовая девушка на пьедестале радуется чужому счастью. Замечательно, что образ героини 19 века Прасковьи Луполовой очень гармонично вписался в менталитет нашего города. 7 августа исполнилось шесть лет «возвращению» Прасковьи в Ишим.



Хождение за три тысячи вёрст


По мнению кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы ИГПИ им. П.П. Ершова Татьяны Савченковой, именно благодаря Прасковье Луполовой, известной всей России и Европе под именем Параши Сибирячки, Ишим вошел в историю литературы. Т.Савченкова явила для современников имя популярнейшей героини 19 века.

Однажды, читая книгу одного из пушкинистов, она наткнулась на имя Параши Сибирячки. Простая, но исполненная высокого нравственного смысла судьба заинтересовала Татьяну Павловну. И не только как литературоведа, но и как одного из сильнейших на сегодня краеведов. На её счету - десятки открытий, связанных с историей Ишима.

Отраженный в романе французской писательницы Мари-Софи Коттен «Елизавета Л., или Ссыльные в Сибири», повести французского писателя Ксавье де Местра «Юная сибирячка», русского писателя Николая Полевого «Параша Сибирячка», других беллетристических произведениях, вероятней всего, послуживший одним из прототипов пушкинской Маши Мировой, образ требовал расследования о жизни реальной девушки. Из «Северного вестника», «Друга просвещения», «Сионского вестника», «Московских ведомостей» 1805-06 годов издания исследователь почерпнула такие сведения: Прасковья родилась в Елисаветграде (ныне Кировоград) в 1784 году в семье прапорщика Григория Луполова. Он служил в Венгерском и Чёрном гусарских полках, с русской армией участвовал в турецких кампаниях, при взятии Измаила и Очакова. В 1789 году по злому навету или недоразумению обвинён в покупке ворованных лошадей и сослан с лишением чина дворянства в далекую Сибирь. Жена с маленькой дочкой последовали за ним. Проживали они в д. Жиляковке, почти входившей в черту Ишима, кормились домашним хозяйством. Луполов поступил на службу в канцелярию земского суда.

Слова Прасковьи о походе в столицу просить у государя милости для него казались кощунственными, он долго не соглашался отпустить единственную дочь в долгое странствование. Но 8 сентября 1803 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, она пустилась в путь в три тысячи вёрст, как писали историки, «с одним рублём, с образом Божьей Матери и с родительским благословением». От Ишима до Камышлова шла пешком, в постоянной опасности, утешая себя лишь словами: «Жив Бог, жива душа моя». До Екатеринбурга добралась на подводах. В зиму её приютили добрые люди - Татьяна Дмитриевна Метлина и Агафья Фёдоровна Горбунова, обучили грамоте, дали рекомендательные письма. Весной - на барках до Вятки, а оттуда - снова пешком до Казани. Останавливалась лишь на месяц - в нижегородском Крестовоздвиженском монастыре и на две недели - в Москве, у госпожи Стрекаловой. 5 августа 1804 года, накануне праздника Преображения Господня, пробыв в пути почти год, достигла столицы, не сразу, но при посредничестве добрых людей из «высшего света» подала прошение императору Александру I. Будучи тронут подвигом юной сибирячки, император поручил дело её отца сенатору Осипу Петровичу Козодавлеву, члену комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Григорию Луполову было разрешено проживать в родных краях, но без возвращения чинов и званий.

Покровительство императорской фамилии сделало Прасковью знаменитой в высшем свете. Но, верная данному в дороге обету, она ушла в Крестовоздвиженский монастырь. Однако здоровье её было подорвано долгим и трудным путешествием, и 5 ноября 1809 года Прасковья перешла в Великий Новгород, в Десятинный монастырь, где был более мягкий климат. 4 декабря 1809 года юная послушница в возрасте 25 лет скончалась от чахотки. Похоронена Прасковья не на простом кладбище, а в подцерковье (подвале) главного монастырского храма Рождества Богородицы, построенного ещё в конце XIV века.

После смерти биография Прасковьи Луполовой стала забываться. Первой к образу девушки обратилась Мари-Софи Коттен.



Возвращение духовного имени...


Я не однажды уже лично высказывала слова восхищения Татьяне Савченковой. Краеведение стало поистине её Божьим промыслом, и потому везение, какое-то внутреннее чутьё на научные открытия сопутствуют ей. В 2004 году исполнялось 200 лет подвигу юной сибирячки. Именно в этом же году увидела свет книга Т. Савченковой «Ишим и литература. Век ХIХ-й. Очерки по литературному краеведению и тексты-раритеты». Ценнейший научный труд открывается очерком «Прасковья Луполова в действительности и художественном воображении», произведениями М.-С.Коттен, К.де Местра, Н.Полевого.

Именно в августе этого же 2004-го года открыт в городе памятник Прасковье Луполовой. И какого скульптора! Лауреата Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР им. И.Репина, обладателя золотой медали Академии Художеств СССР, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, заслуженного художника России Вячеслава Клыкова!

В выборе именитого мастера сыграла роль единомышленница и друг Т.Савченковой, тогда научный сотрудник краеведческого музея, ныне директор культурного центра П.П. Ершова Надежда Проскурякова. Вообще это - удивительный творческий дуэт: ищущая вдохновенная Татьяна и несколько авантюристка по характеру, настойчиво проводящая задуманное в жизнь Надежда! И творятся чудеса в интересах города! Клыков спокойненько ваял, а его уже выбрали!

Вот как он рассказывал об этом моменте в интервью, которое сохранилось в записи в моем архиве: «Я работал в своей мастерской, и вдруг - звонок из Ишима. Женский голос: «Знаете, Вячеслав Михайлович, у нас была такая героиня, Прасковья Луполова, она совершила подвиг, пройдя пешком из Ишима до Санкт-Петербурга». Меня это сразу заинтересовало: «А сколько лет ей было?». «19», - в ответ. И я сразу подумал: а способна ли моя дочь, ей 24 года, или мои сыновья совершить такой подвиг? Это ж надо, какое в то время было мощное духовное воспитание! Девочка для опального отца решилась пойти из Ишима в Санкт-Петербург, имея только икону, палку для собак, суму для вещей и веру! Добралась и добилась аудиенции! «Я обязательно сделаю памятник», - ответил по телефону. Думаю, что дело Прасковьи Луполовой достойно всероссийского признания и почитания. Такие подвиги бывают раз в столетие, когда можно подать пример всем остальным: как нужно любить свой отчий дом, как можно любить свою Родину, своих родителей, быть на этой земле хозяином, а не пришельцем, не иждивенцем, а благоустроителем».

Первоначальная идея бюста в итоге «выросла» в более чем двухметровый бронзовый памятник на полутораметровом гранитном постаменте с надписью: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». «Мне хотелось передать этот процесс - пути, - говорил о творческом замысле Вячеслав Клыков. - В лице девушки должна быть решимость, на груди - икона; и уверенный шаг. То есть: она дойдет. Мотив скульптуры: она в пути. Надо, чтобы было видно, что ни испытания, ни лишения не поколебали её решения...».

Такой 7 августа 2004 года Прасковья Луполова и предстала с пьедестала ишимцам. Оставим за кадром все нелегкие в то время финансовые вопросы, упомянув только, что тогдашнего мэра города Виктора Рейна не все понимали: надо народ накормить, а он о памятниках печётся... Дорешать финансирование до конца помог бывший заместителем губернатора и лично присутствующий на открытии Владимир Якушев. Через все торжественные речи, через специально написанное к этому событию молитвословие епископа Евтихия прошла мысль нравственного величия дочернего подвига.

Вячеслав Клыков же заглянул и еще дальше, сказал в одном из интервью: «Памятник даёт имя городу... Прасковья Луполова дает имя Ишиму. Не географическое название, а духовное имя. Это очень важно. На вопрос о том, какие это места, будут отвечать: «Это места Параскевы Луполовой». «А эпоха какая?» «Параскевы Луполовой» Без конкретного имени километры земли и воды оказываются безымянными. И только духовное имя дает значение этим гектарам земли, леса, улицам города... Память необходима для нормальной жизни, не только для назидания...».



Прасковьин день


Именно эти слова Вячеслава Клыкова, к сожалению, ушедшего из жизни 2 июня 2006 года, первыми прозвучали на другой церемонии - на презентации фильма о Прасковье Луполовой. Творческая группа из Санкт-Петербурга, хорошо знакомая нам по документальным лентам «Сибирский сказочник» - о П. Ершове и об одном праздничном Дне города Ишима, за считанные месяцы сняла фильм «Параша Сибирячка».

Во время просмотра создатели волновались. Но упрёк тогда получили только один: «Почему фильм так короток? Всего-то 26 минут...». И пожелание: «Сделайте копии «Параши Сибирячки», чтобы можно было купить их в магазинах и чаще смотреть вместе с детьми. Может мир станет чище...». Лирико-эпическое повествование о короткой жизни дочери простого прапорщика тронуло и сердца, и умы.

Откровения режиссера, заслуженного деятеля искусств России Константина Артюхова: «Мы сделали несколько открытий. Встречи с интересными людьми дали желание дальше работать. Ишим - одни из лучших страниц моей жизни», сценариста Татьяны Савченковой: «Это очень богатая тема. Можно снять несколько фильмов, рамки одного не вместили многого. Я, наверно, - человек счастливый, потому что не каждому исследователю удается увидеть конкретные дела - книга, памятник, фильм....», директора фильма, заслуженного работника культуры РФ Александра Соколовского: «У вас - добрые люди, заинтересованные историей. И мне было приятно работать со съемочной группой. Пусть образ Прасковьи несет в мир радость...» потонули в аплодисментах.

И вот краеведы вышли с новой инициативой: учредить 7 августа в Ишиме как Прасковьин день. В культурном центре им. П.П. Ершова в числе других мероприятий по традиции проходит беседа о высокой духовности людей, которые возвращают Ишиму светлые имена, с просмотром видеофильма «Прасковья Сибирячка». И всегда за живое задевают слова этой девушки: «Родители никогда не могут быть виновны в глазах детей».

Людмила Марикова.
Фото Сергея Сафронова.
(http://www.vishime.ru/blogs/2010/09/24/takaya-korotkaya-dolgaya-zhizn/)

Все события