Поиск
 
 
 
Дата события: 07.08.2014

Размышления у памятника Прасковье Луполовой

Десять лет назад, 7 августа 2004 года, в Ишиме был открыт памятник девушке, которая пожертвовала своей жизнью ради избавления родителей от вечной ссылки в суровой Сибири.

Памятник создал всемирно известный скульптор В.М. Клыков. Мужественную девушку звали Прасковья Луполова, а в историю и литературу она вошла как Параша Сибирячка. В самом начале XIX века двадцатилетняя Прасковья предприняла длительное и опасное путешествие, в значительной его части пешком, из деревни Жиляковка, находящейся рядом с Ишимом, в Санкт-Петербург, к царю. В столице она добилась помилования своему отцу, отставному прапорщику Григорию Луполову, который за некое преступление был наказан ссылкой в Сибирь. В ссылку он отправился вместе с женой и дочерью Прасковьей.

Совершив свой подвиг, Параша ушла, согласно данному Богу обету в монастырь, где и умерла в возрасте двадцати пяти лет.

Подвиг Прасковьи Луполовой поразил современников. О ней восторженно писали в газетах и журналах, ей посвящали стихи. История Параши запечатлена в романе и повести, раскрыта в драматическом произведении, оперных либретто, в «народных» книгах. Благодаря Прасковье о маленьком сибирском городе Ишиме и о деревне Жиляковка узнала не только вся Россия, но и Европа: книги, рассказывающие о поступке русской девушки, издавались на разных языках.

Подвиг Параши Сибирячки был совершён более двухсот лет назад. Но смотришь на памятник, стоящий на Черняковской площади, рядом с Никольским храмом, и возникает множество ассоциаций, уходящих в историю, и в тоже время связанных с нашей современностью. Вот об этом и хочется поразмышлять накануне десятилетия со дня установки в Ишиме памятника Прасковье Луполовой.



Вера и любовь

Сам факт обращения за помощью к высшему лицу государства не является каким-то исключительным. В XVIII – первой половине XIX века дворянин имел возможность просто подойти со своей проблемой к императору во время прогулки, и царь, считавшийся отцом всех дворян, не имел права оставить без внимания просьбу подданного. В русском языке как накопителе культурной и исторической памяти народа до сих пор находит отражение положительное отношение к царю в таких выражениях, как «царский приём», «царский подарок», «без царя в голове».

Но все, кто узнал о поступке Прасковьи, были поражены длительностью и опасностью совершённого девушкой путешествия, а также тем, что в основе мужества Параши лежала непоколебимая вера в Бога и беспредельная любовь к родителям. В связи с этим можно процитировать слова знаменитого литературного критика первой половины XIX века В.Г. Белинского. «Неистовый Виссарион» писал об истории Прасковьи Луполовой: «Бедная молодая девушка, дочь природы, с глубоким религиозным чувством и бесконечною любовию, одна, без денег, без опытности, идёт из глуши в Сибирь, чудесным, хотя в то же время и самым естественным образом спасается от многих опасностей, находит добрых людей, посредством которых после многих неудач и хлопот предстаёт пред лицом монарха и у ног его испрашивает прощения своему отцу... потом идёт в монастырь и, как здоровье её было расстроено в великом подвиге, а душа потрясена разлукою с родителями, глубоко ею любимыми, скоро умирает смертью праведницы!.. Высокое, отрадное и при всём том такое простое явление…».

Поразительно, что эти восторженные слова принадлежат В.Г Белинскому, который, как известно, не нашёл никаких художественных достоинств в сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» и который позднее в письме к Н.В. Гоголю будет утверждать, что русский народ «по своей натуре глубоко атеистический народ, мистическая экзальтация не в его натуре, у него слишком много для этого здравого смысла». Но каждый, кто познакомился с описанием подробностей путешествия Прасковьи Луполовой, заметит, что в характере этой девушки гармонично сочетались «здравый смысл» и «мистическая экзальтация».

Прасковья была непоколебимо уверена в том, что это Бог внушил ей мысль «идти в Петербург, упасть к ногам монарха и просить о помиловании отцу». Свой поступок она воспринимала как миссию, возложенную самим Богом. Прасковья в пути не сомневалась, что Бог и Ангел-хранитель постоянно находятся рядом. Как пишется в повести К. де Местра «Юная сибирячка», «такая глубокая вера подкрепляла её в самых неблагоприятных обстоятельствах жизни». Все, кто встречался с Парашей во время её путешествия, видели, что «для столь глубокого чувства и таких пламенных молитв нет ничего невозможного», «что Провидение действительно покровительствует страннице». Параша могла бы повторить слова апостола Павла: «Всё могу во укрепляющем меня Иисусе Христе». Парашу вела такая вера, которая помогла ей не бояться даже смерти. Умирала она с сознанием того, что выполнила своё предназначение.

Прасковья принадлежала к удивительному типу людей, чувствующих присутствие в своей жизни Высшей силы. В связи с этим вспоминается рассказ нашего современника митрополита Антония Сурожского о том, как «его нашёл Бог». Он читал Евангелие и ему вдруг «стало несомненно ясно, что по ту сторону стола стоит живой Христос». И Христос никогда не покидал его, как не покидал он и Прасковью Луполову.



Заступница России

Скульптор В.М. Клыков, изображая Парашу Сибирячку, нашёл способ показать нерасторжимую связь бесстрашной путешественницы с Богом. Бронзовая Прасковья держит в руках большую Казанскую икону Божией Матери. Известно, что девушка отправилась в путь «с одним рублём и образом Божией Матери», но о том, какую именно икону взяла с собой Прасковья, сведений нет. Скульптор также не дал объяснений своего выбора иконы, но этот выбор весьма символичен. В.М. Клыков сказал о своём произведении: «Мотив скульптуры – она в пути». В таком случае является ли простым совпадением то, что Казанская икона Божией Матери, которую держит бронзовая Прасковья, относится к типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «путеводительница»? На этой иконе рядом с Богоматерью изображён Богомладенец, жестом правой руки благословляющий всех, «идущих путём совершенствования». Название «Одигитрия» напоминает о чудесной помощи, оказываемой Богоматерью путникам.

Из множества икон Богородицы, почитаемых Русской Православной Церковью, ни одна не распространена так, как Казанская. Казанский образ по числу списков, пожалуй, превосходит любую другую икону Богородицы. Знаменательно то, что эта икона – особая покровительница православной семьи, а также она считается заступницей Российской земли.

Русская Православная Церковь два раза в году чтит эту икону. Первый раз – 21 июля по новому стилю. В этот день празднуется «явление образа Пресвятой Богородицы во граде Казани», происшедшее в 1579 году. Второе празднование в честь Казанской иконы Божией Матери приходится на 4 ноября по новому стилю. Оно установлено в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1612 году.

Конец XVI и начало XVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подвергалась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и сёла. Обманным путём им удалось овладеть Москвой. Встал вопрос о самом существовании русского государства. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ поднялся на защиту Родины. Торговец скотом из Нижнего Новгорода Кузьма Минин пожертвовал всё своё имущество, чтобы собрать войско. В ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Богу и Пресвятой Богородице. Молитва была услышана, Москву удалось освободить 22 октября (по старому стилю) 1612 года. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в этот день установлено в 1649 году. До 1917 года данный праздник был не только церковным, но и государственным. А с 2005 года 4 ноября в России вновь торжественно отмечается как государственный праздник – День народного единства.

Казанской иконе Божией Матери посвящено множество храмов. Наиболее известным является собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, освящённый в 1636 году. Храм в 1936 году был снесён. Восстановлен к 4 ноября 1993 года. Известен также грандиозный Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором находится гробница М.И. Кутузова и трофеи войны 1812 года.

Существует легенда, что во время Великой Отечественной войны были отслужены молебны чудотворной Казанской иконе Божией Матери перед битвой под Москвой и Сталинградской битвой.

С учётом всего этого можно сделать вывод, что Казанская икона Божией Матери, которую держит Прасковья, вносит в художественное содержание памятника тему России. Казанская икона Божией Матери не только оберегает Прасковью в её путешествии; но также является защитницей всей нашей необъятной Родины в её историческом пути.

Скульптурный образ Прасковьи интересен одной особенностью. Платок закрывает её плечи так же, как закрыты платком с кистями плечи Богородицы на некоторых иконах, например, Смоленской, Иверской. Внешне это очень похоже. Так образ Параши приобщается к идее святости, близости к Богу и Богородице. Не случайно высказывалась мысль причислить её к лику святых. Скульптор В.М. Клыков говорил: «Уверенность в её святости у меня есть личная».

Памятник Прасковье Луполовой, как и всякое истинное произведение искусства, требует внимательного к себе отношения. На него нужно не только смотреть, над ним необходимо думать. Тогда каждая деталь поможет нам лучше понять идейно-художественный смысл этого скульптурного образа.



Во имя отца…

В Прасковье Луполовой поражает не только её глубокое религиозное чувство, но и жертвенная, сострадательная любовь к отцу. Мать Параши, «занятая своим хозяйством, терпеливо сносила горькую долю, но отец, с молодости привыкший к деятельной военной службе и почестям, не мог покориться судьбе и часто предавался отчаянию». Именно отцовская «убийственная» печаль и «страдание» глубоко тронули добрую душу Параши и возбудили в ней мысль решиться на свой подвиг. В связи с этим хочется поразмышлять о том, как много исторически значил отец в жизни человека и как это отразилось в языке.

Не только на Руси, но и у других народов именно мужчина, муж, отец считался главным в семье, кормильцем и защитником. Он должен был полностью нести ответственность за свою семью, в том числе и за воспитание детей: от отца человек получал не только жизнь, но и социальный статус, материальное положение. Поэтому отец пользовался особым почётом и уважением. Вот интересный пример из античности. После взятия Трои захватчики разрешали каждому свободнорождённому взять, покидая город, что-то одно из своего добра. Эней взял статуи отчих богов. Эллины, восхищённые его благочестием, позволили ему взять ещё что-нибудь. Эней вынес на плечах своего престарелого отца. Победители подарили ему всё его имущество, подтверждая этим, что к благочестивым людям, чтущим своих родителей, сострадательны даже враги.

Самая главная христианская молитва начинается с обращения к Богу-Отцу: «Отче наш…». Отцом, батюшкой называют священника. В русском языке «отец» в переносном смысле – всякий благодетель, покровитель. Обращение «отец» к пожилому человеку является знаком уважения. Царь считался отцом своих подданных. От слова «отец» образованы такие важные для человека слова, называющие Родину, как Отечество, Отчизна и имеющие возвышенный, торжественный смысл. Родину также называют отчим краем, страной отцов. Заимствованное слово «патриот» («человек, любящий свою Родину»), образовано от латинского «патер», что значит «отец». От слова «отец» в русском языке образовано слово «отчество» – название по отцу, которое присоединяется к имени собственному.

В современном русском языке именование по имени и отчеству показывает вежливое, уважительное отношение к именуемому лицу. Есть такая поговорка: «По имени называют, по отчеству величают». Слово «величать» означает «возносить, превозносить, прославлять, чествовать». Обычно отчество начинают присоединять к имени, когда человек становится взрослым, приобретает вес в обществе.

Сейчас в русском языке употребляется отчество, образующееся с помощью с помощью суффиксов «ич(вич)» в мужском роде и «вна» в женском роде: Ильич, Иванович, Ивановна. Данные суффиксы соотносятся со значением слов «сын», «дочь»: Иванович значит «сын Ивана». Отчество такого типа появилось очень давно, ещё в Х веке. Сначала оно указывало на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой называется определённым именем. Но постепенно такое отчество стало восприниматься как знак уважения и употреблялось только по отношению к князьям, затем к именитым боярам, дворянам. Некоторые русские пословицы и поговорки связаны по своему смыслу с отечеством: «Наши «вичи» едят калачи», «Без вотчины, так без отчества», «Богатого по отчеству, убогого по прозвищу».

Для простых людей, если нужно было указать отношение к семье, возглавляемой определённым мужчиной, существовали формы отчества на «ов»: Иванов (что значило «сын Ивана»), Петров, Владимиров. Потом такие формы превратились в фамилии. Поэтому многие современные фамилии по своему происхождению являются отчествами. Изредка в древних текстах встречаются «отчества», образованные от женских имён: Олег Настасьич (1187 г.). Такое возможно было в таком случае, когда, например, отец умирал и главой семьи становилась мать.

После революции 1917 года отчества на «вич» стали обязательным компонентом именования любого человека в официальной ситуации.

Отчества как название сына с указанием имени отца были известны и другим народам. Многие из нас в детстве читали книгу писателя Лагина «Старик Хоттабыч». В ней дух, освобождённый из бутылки мальчиком Волькой, представлялся как Гассан-Абдурахман-ибн-Хоттаб. Потом мальчик понял, что «ибн Хоттаб» значит «сын Хоттаба» и стал звать нового знакомого «Хоттабычем». Арабское «ибн» значит то же, что русское «ич (вич)», с помощью «ибн» образуются арабские отчества.

Такие греческие имена как Аристид, Эврипид, Леонид, кончающиеся на «ид», по сути своей были отчествами. Частичка «ид» означает «сын такого-то». Леонид значило «сын Льва», т.е. по-нашему «Львович». У некоторых народов, как и у нас, определённые фамилии исторически представляют собой отчества. В шотландских фамилиях Мак-Доуэл, Мак-Дональд, Мак-Гахан повторяющаяся частичка «мак» означает не что иное как «сын». Мак-Дональл – сын Дональда, т.е. «Дональдович». Во Франции попадаются фамилии, в которых перед личным именем стоит частица «дю», что тоже значит «сын»: Дюмклерк, Дюрца. Также значение «сын» имеет частичка «швили» в грузинских фамилиях («Зеделашвили» - сын Зеделая), украинский суффикс «енко»: Пилипенко – сын Филиппа (по украински – Пилипа), Филиппович.

В последнее время в русском языке под воздействием западных образцов наблюдается тенденция к сокращению использования отчества даже в официальной речи. Сейчас очень уважаемого и известного человека могут назвать по имени и фамилии без отчества. Многие учёные-лингвисты выступают против такого вольного отношения к традиции использования русских отчеств. Они считают, что в этом случае мы имеем дело с нарушением русского речевого этикета, уподобляемся «Иванам, не помнящих родства». Интересно, что во времена Петра Первого человека, обратившегося к жене думского дворянина, не назвав её отчества, преследовали по суду, как «страшного оскорбителя» и «творителя бесчестия».

Стоя у памятника Прасковьи Луполовой и размышляя о её горячей любви к отцу, невольно задаёшься вопросом, почему мы не так давно заимствовали у некоторых народов «День матери», но не перенесли на русскую почву отмечающийся у этих же народов «День отца». Конечно, в наше время очень велика роль женщины, особенно женщины-матери. Но памятник Прасковье Луполовой несёт в себе идею огромной исторической роли отца в жизни каждого человека. Памятник напоминает нам не только о необходимости любить и уважать своих родителей, но и о том, что отцы не должны забывать о своём особом отцовском предназначении.



Так, созерцая памятник Прасковье Луполовой, размышляешь об историческом пути нашей Родины, о чуде истинной веры, о самоотверженной преданности к отцу, о русском языке, выражающем национальное мировосприятие и духовные ценности народа, и о многом другом…

Когда создавалась скульптура Прасковьи, предполагалось, что рядом с ней будут установлены щиты с описанием её подвига: «чтобы все знали, кому и почему поставлен памятник». К сожалению, щиты не были установлены. А ведь среди тех, кто оказывается рядом с памятником, есть люди, которые не знают истории Прасковьи Луполовой, не понимают культурно-исторического и нравственного значения данной скульптуры. Поэтому установить щиты необходимо и, наверное, не трудно.

Воплощённая в бронзе талантливым скульптором Прасковья Луполова прекрасна. Высокая, стройная, с решительным шагом и нежным, одухотворённым лицом. Хорошо бы поставить рядом с памятником хотя бы две скамейки, чтобы можно было посидеть, любуясь замечательным произведением искусства и размышляя о его простом и в то же время возвышенном смысле.

Валентина Колесникова,
кандидат филологических наук.


Все события