Поиск
 
 
 
Дата события: 02.02.2006

Возвращение Петра Столпника

На родине Ершова возрождается храм, построенный поэтом


«Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывал о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее мое желание и освятится место моего рождения и восхвалится имя моего святого…» Так писал Петр Павлович Ершов о событии, произошедшем 22 ноября 1858 года. В этот день поэт, служивший директором народных училищ Тобольской губернии, посетил родную деревню Безрукову, что в нескольких верстах от Ишима. К нему пришли крестьяне и попросили земляка помочь в постройке церкви. Место они выбрали то самое, где стоял «комиссариатский дом» – своего рода районная администрация. В нем и родился в 1815 году, в семье Черемшанского комиссара Павла Ершова будущий сказочник, автор знаменитого «Конька-Горбунка».

Петр Павлович, глубоко верующий человек, приложил все силы к исполнению просьбы земляков. Лично ходатайствовал перед епископом Феогностом – о выдаче благословенной грамоты, перед губернским архитектором Черненко – о составлении проекта. Имея многочисленное семейство, сам жертвовал на строительство. Сохранилось предание о том, что будучи на смертном одре, он принял депутацию безруковцев. Понял, что надо посодействовать. Но средств уже не было. Даже одна из самых дорогих вещей – золотая цепочка от часов, подаренных наследником престола (а тогда уже императором) Александром Николаевичем – была заложена. И деньги отданы на более дорогое дело – на храм… Впрочем, жители деревень Безруковой и Завьяловой также собирали деньги на церковь – по рублю серебром с каждой «души мужеского пола», в течение трех лет.

Весть о начале церковной службы в 1866 году согревала душу Ершова в последние дни жизни, отягченные болезнью. Ровно через полвека после его смерти, в 1919-м, храм закрыли и разрушили колокольню. Потом ненадолго открыли, отдали обновленцам. А спустя ровно сто лет со дня смерти поэта, летом 1969-го, правнуки тех крестьян, что старательно возводили храм, – разрушили его. До основания. Зато переименовали Безруково в Ершово, уничтожив топоним, дорогой сердцу Петра Павловича (себя он порою так и называл – Безруковским).

О возрождении подлинно народного памятника поэту – а ведь храм был освящен во имя преподобного Петра Столпника, святого, в день памяти которого родился Ершов – заговорили в 1998 году. Тогда на площади поставили деревянный крест. В 2003 году произвели пробные раскопки, позволившие найти остатки фундамента разрушенной святыни. Воистину, «свято место пусто не бывает»: на земле, щедро усыпанной обломками храма, установлен памятник безруковцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Вопрос о его переносе натолкнулся на такие бюрократические рифы, что о возрождении каменного храма пришлось пока забыть.

Тем временем в Ишиме появился долгожданный Литературный музей Петра Павловича Ершова. Одним из первых дел музея, на втором месяце его бытия, по инициативе директора Надежды Проскуряковой, стало строительство деревянной часовни во имя Петра Столпника. Предприниматели Наталья Вахтомина и Галина Морозова выкупили участок земли в центре села, неподалеку от места, где стояла ершовская церковь. Глава Аромашевской районной администрации Петр Николаец лично курировал подготовку сруба из доброй сосны. Другой глава, но уже города Ишима, депутат областной Думы Виктор Рейн, не оставляющий заботы о возвращении доброго имени земляка-сказочника, нашел средства для приобретения сруба. А за строительство взялся епископ Евтихий, настоятель ишимского Богоявленского собора.

1 февраля прибыла машина с бревнами. Высота будущей постройки – около четырех метров, или восемнадцать венцов. А это – 72 бревна. В первый рейс «КамАЗа» водитель Андрей Денисов привез пятьдесят; второй рейс он совершил на следующий день.

Перед началом разгрузки епископ Евтихий под пристальным взором трех видеокамер (приехал даже президент телекомпании «Регион-Тюмень» Анатолий Омельчук) отслужил молебен на начало доброго дела – строительства храма. На вопрос: «Так храма или часовни?» – владыка ответил: «Конечно, храма». Храм, или церковь, отличается от часовни тем, что в нем есть алтарь со Святым Престолом, на котором совершается главное таинство Православной Церкви – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. По мнению владыки, селянам нужен именно храм. И это ничуть не помешает восстановлению каменного памятника. Раньше в деревне рубили обыкновенно деревянную церковь, а уж потом, собравшись с силами, возводили более капитальное здание. Кстати, и в Безруково изначально собирались ставить бревенчатую (проект сохранился в Тобольском архиве), но после решили строить кирпичную, на века. Только вот век ее вышел ровно один…

На освящение пришли бабушки, которые помнят тот, первый храм. Одна из них, Екатерина Григорьевна Обухова – едва ли не последняя, кого крестили младенцем в еще не закрытой церкви, в 1930 году. Лет через пять святыню окончательно разорили. Одну из икон, металлическую хоругвь с ликом преподобного Петра Столпника, нашла у стен храма Наталья Федоровна Белова, тогда девочка. Отмыла в речке, принесла домой и бережно хранила всю жизнь. Надеясь, что образ когда-нибудь вернется в возрожденную церковь. К иконе, воспроизведенной с этого образа, и прикладывались по окончании молебна стойкие безруковские бабушки. Те, что просили у Бога благословения под пронизывающим морозным ветром на пустынном пока месте. А владыка, загадочно улыбнувшись, произнес: «Поздравляю: вот и вернулся к вам Петр Столпник…»

Как заметила филолог Татьяна Савченкова, талантливый писатель Петр Ершов словно предвидел судьбу своего безруковского попечения. Есть у него малоизвестный, запрещенный в советское время рассказ «Чудный храм». Его герои, охотники, заблудились в лесу накануне светлого Христова Воскресения. Вдруг они слышат благовест к пасхальной заутрене и обнаруживают красивейший храм, наполненный благоговейно молящимися людьми. Однако, вернувшись в город, они узнают, что церкви этой давно нет – она сгорела вместе с деревней, и люди ушли из этих мест… «Но у Господа Бога нет ни старого, ни нового, ни целого, ни сгоревшего», – заключает повествование Ершов. Храм, однажды построенный, незримо пребывает на том же месте, и ангел Господень не покидает его. И когда-нибудь он обязательно явится вновь.

Характерно, что на освященное место пришли пожилые безруковцы и – дети. Из школы, что стоит напротив. Пришли те, кто еще помнит первый храм, кто еще унаследовал от отцов и матерей крупицы православной веры. И те, на глазах которых будет строиться новая церковь. Верно заметил один дед, проходя мимо грузовика с бревнами: «Если уж храм привезли, то село наше не умрет!»

Поэтому возвращение Петра Столпника – событие, радостное не только для безруковцев и для ишимцев. Это событие, значимое для всей России. Значит, между двумя концами прерванной, по-шекспировски, связи времен – протянулась ниточка надежды. Надежды на обретение смысла жизни, на умягчение сердец, на искоренение зависти, на восстановление справедливости.

И душа Петра Павловича, наверное, тоже ликовала в этот день.


Геннадий КРАМОР.
Фото автора.

Все события