Поиск
 
 
 
Дата события: 31.05.2009

«Параша Сибирячка» на МКФ «Золотой Витязь»

30 мая в малом зале областного Дома Культуры Липецка прошла пресс-конференция, посвященная обсуждению полнометражных и короткометражных документальных кинофильмов, показанных накануне. В обсуждении своих работ с представителями прессы и коллегами приняли участие несколько сербских и отечественных режиссеров.

Самой первой и, как выяснилось, самой неоднозначно воспринятой картиной оказалась «Репетиция» Сергея Зайцева.

Фильм освещал многостороннюю творческую и общественную деятельность руководителя иркутского театра Народной Драмы Михаила Корнева и по своему посылу, казалось, имел исключительно положительные характеристики. Однако со стороны журналистов и отдельных режиссеров возникло немало претензий к работе Сергея Зайцева. Речь шла о перенасыщении фильма песнями, отсутствии прорисовки озвученной автором второй смысловой линии, а также о растянутости «Репетиции», присутствии в ней «нескольких финалов» и повторов. Сам Сергей Зайцев с достоинством воспринял критические замечания и противопоставил им свою аргументацию.

Во-первых, режиссер сам имеет музыкальное образование, и потому он намеренно делал акцент на звуковом сопровождении своего фильма. По его словам, 80 % успеха уже зависело от правильно подобранной музыки. Да и специфика фильма обязывает: ведь герой фильма многим известен даже в первую очередь по своему мощному исполнению песен Забайкальского казачества и вообще русского народного эпоса. Во-вторых, не все сочли нераскрытой вторую идею, заключенную в названии: наша жизнь – лишь репетиция перед жизнью вечной. Что же касается финалов, то каждый из них подводит черту перед своей – малой сюжетной линией. И если со стороны критиков по-прежнему проявлялось несогласие, то искренность ответов Сергея Зайцев говорила в пользу отклика со стороны простых русских людей.

Словом, «Репетиция», направленная во многом на осмысление образа Михаила Корнева больше сердцем, чем разумом, найдет своего зрителя, причем, не только среди тех, кто интересуется деятельностью этого человека, но и в народной русской душе, которой покажется близким этот образ Могучего Сибиряка, с любовью и уважением показанным режиссером Зайцевым.

Далее начались обсуждение работ сербских авторов. Симо Брдар представлял свой фильм «Градина», посвященный местам сербской национальной трагедии – лагерю Ясеновац, где в период Второй Мировой войны хорватские усташи выполняли свою программу по численному сокращению сербского населения. При обсуждении фильма автор несколько раз возвращался к более старой работе «Бог молчал», посвященной истреблению евреев, и неоднократно сравнивал судьбу своего народа с еврейским. При этом Брдар отмечал, что евреи сумели заставить говорить о своих бедах весь мир, чего Сербия не добилась. А замалчивание своих потерь ведет к переписыванию истории. По словам режиссера, Вторая Мировая не кончилась в 1945 году, а ее последствия ощутимы в некоторых странах до сих пор.

Его коллега Милош Челич напомнил о содержании и главной идее своего фильма «Кавказский орех». Это дерево выросло на Сербской земле из вещмешков, оставшихся после павших и раненых советских солдат. В свое время на этом месте появилась целая роща из этих деревьев, занесенных туда в непредсказуемые и драматические 40е годы. Теперь осталось только одно дерево как памятник, причем не только тому периоду, но и близости сербского и русского народа. Режиссер отметил, что последние 20-30 лет по миру распространяется «оккупация равнодушия», и данная картина призвана бороться с этим пагубным явлением, по крайней мере, в сердцах двух народов, чья судьба, как и в жизни, снова переплетается в этом фильме. Журналисты и кинематографисты признали огромное значение озвученных тем и согласились с тем, что необходимо расширять и в количественном и в качественном отношении перечень фильмов, посвященных вопросам геноцида сербов.

Последним о своем детище пообщался с журналистами Константин Артюхов. В его работе «Параша Сибирячка» на примере из отечественной истории раскрывалась тема любви дочери к отцу. История девушки Прасковьи, прошедшей из Сибири в Петербург, дабы вымолить у Императора Александра I прощение для своего ссыльного отца – бывшего гусара, участника войны, по воле случая неверно распорядившегося казначейскими деньгами – сильно взволновала общественность еще в начале XIX века. Девушка тронула государя: ее отец был прощен. А сама Прасковья, позже совершившая постриг, вдохновила своим поступком разных авторов на ряд постановок и романов более позднего времени. Однако в данной истории не было никаких политических мотивов и, следовательно, аналогий с декабристами. Это еще одна история из прошлого – история русской любви и силы духа, показанная современным автором, по-доброму принятая аудиторией.

Филипп ЛЕБЕДЬ,
Русский Вестник.

Сайт Международного кинофестиваля "Золотой Витязь", 30.05.2009.

Все события