Поиск
 
 
 
Дата события: 28.03.2005

Загадка ишимского помянника

В конце 2004 года работник ишимской Никольской церкви В.С. Рогожкин разбирал по поручению настоятеля обветшавшие от времени помянники (синодики), когда-то принесенные в храм прихожанами. В течение многих лет, по давнему обычаю храма, имена усопших читались в великопостные службы в алтаре.

Среди этих списков Валерий Сергеевич обнаружил любопытный документ: изъеденная жучками самодельная книжечка, на потертом плюшевом переплете которой наклеен бумажный восьмиконечный крест. А на распавшихся листочках чернилами вписаны аккуратным почерком имена «за упокой на рати убиенных татарами». Всего на трех страничках упоминается 94 имени. Окончание – «и всех православных воинов за веру и отечество на брани убиенных». При внимательном осмотре на форзаце обнаружилась заклеенная бумажкой дата: «1898 г.». То есть более ста лет по этому списку живые молились за усопших. Однако, при всем уважении к древности документа, более волнует не его возраст, а вопрос: кем же были эти воины, убиенные на рати некими татарами?

Пока есть одна версия, столь же поразительная, сколь и требующая дальнейшего обоснования. Вполне возможно, что это – имена казаков дружины Ермака, погибших в боях при завоевании Сибири. Такой вариант более вероятен, чем, скажем, предположение о том, что в списке перечислены погибшие при Куликовской сече. Более вероятен потому, что такой помянник уже был создан почти четыре века назад.

Сведения о нем нетрудно разыскать среди трудов историков-сибиреведов XIX века А.И. Сулоцкого, Н.А. Абрамова и И.В. Щеглова. Если свести их воедино, то предстанет следующая картина. В 1621 году в Тобольск из Новгорода прибыл поставленный патриархом Филаретом первый архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан, «отец сибирского летописания». Вскоре по приезду он «призвал оставшихся в живых ермаковых сподвижников, расспросил о их сражениях с татарами, сколько было всего дружины и кто из них где убит. Казаки доставили ему письменные известия, кои он сличил, дополнил другими сведениями и таким образом составил первую Сибирскую летопись. Имена Ермака и казаков, убитых при покорении Сибири, записал в синодик соборной Софийской церкви и заповедал каждогодно в неделю Православия в соборе протодьякону велегласно… кликами воспоминать им вечную память до скончания (т.е. навсегда)» 1. Эти имена, действительно, ежегодно возглашались на церковной службе в Неделю торжества православия (первое воскресенье Великого поста), вплоть до 1869 года, когда Святейший Синод изменил порядок таких чтений 2.

Но, к сожалению, ни в одном из трудов упомянутых историков не приводится полный список имен Киприановского синодика. Только И.В. Щеглов приводит отрывок из Черепановской летописи (иначе – «Тобольский летописец»), рукописи, хранившейся в то время в библиотеке Тобольской духовной семинарии: «Помяни, Господи, пострадавших Твоего ради имене святого и кровь свою проливших по благочестии, победивших в Сибири безбожного царя Кучума, атаманов: Ермолая, Иоанна, Никиты, Иакова, Матфея и дружины их: Сергея, Иоанна 3, Андрея 3, Тимофея 2, Иоахима, Григория, Алексия, Никона, Михаила, Тита, Федора 2, Иоанна 2, Артемия, Логина, Иакова, Саввы, Петра 2 и прочую их дружину, а имена Ты, Господи, веси» 3. По версии И.В. Щеглова, в синодик должно было быть занесено не менее 107 имен – столько погибло в решающем сражении с Кучумом под Чувашским мысом (у будущего Тобольска) 23 октября 1581 года 4. Думается, эта цифра неполная – ведь впереди было еще немало кровопролитных стычек с «кучумовичами», в том числе и гибель самого Ермака в 1584 году.

Сравнение имен из вышеприведенного списка с ишимским помянником показывает как значительное сходство, так и различие – некоторые имена из одного списка вовсе не упоминаются в другом, хотя список из летописи значительно меньше нашего 5. Отличается и текст начального прошения. Количество имен также меньше ста. Всё это рождает загадки, вопросы, на которые пока нет ответов. Заметим лишь, что Киприановский синодик предназначался для чтения не только в тобольском Софийском соборе, но и в церквах епархии 6. Возможно, ишимский помянник – это его более поздний (или ранний) и упрощенный вариант или, как говорят историки, «извод»?

Кроме того, загадочно упоминание в конце нашего списка «блаженных» Андрея и Василия. Это наводит на мысль о возможности еще одного пути происхождения синодика. Традицию поминовения ермаковых казаков, заведенную еще до реформы патриарха Никона, могли свято беречь старообрядцы. Ведь уже в начале 1880-х «обычай ежегодно совершать память о первых завоевателях Сибири», как пишет И.В. Щеглов, «вывелся в Тобольске» 7; ишимский же помянник датирован 1898 годом. В свою очередь, Андрей и Василий могли быть своего рода местночтимыми святыми, праведниками, без которых, по народным представлениям, «не стоит ни город, ни село». Наконец, ревнители старины признавали в письме только славянский полуустав, которым и вписаны имена в самодельную книжечку.

Разрешить хотя бы часть вопросов, которые породила ветхая книжечка из Никольской церкви, переданная в Ишимский историко-краеведческий музей, могло бы сравнение с подлинным Киприановским списком. Но, увы, в доступной исторической литературе его не удалось обнаружить. Может быть, кто-нибудь из читателей поможет открыть и прочитать малоизвестную страницу духовной истории Сибири?

Геннадий КРАМОР.
Фото автора.

Неожиданный отклик в 2010 году


Примечания:

 1 Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 105. (Публикация в «Тобольских губернских ведомостях», № 4 за 1858 год). Аналогично, но более кратко: Сулоцкий А.И. Соч. в 3-х тт. Т. 1. Тюмень, 2000. С. 315. (Публикация в «Тобольских губернских ведомостях», № 29 за 1858 год).
 2 Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. Сургут, 1993. С. 36.
 3 Там же.
 4 Там же.
 5 Полный текст ишимского списка: «За упокой на рати убиенных Татарами / Антипы Андрея Алексия Андрея / Алексия Артемия Василия Алексия / Василия Владимира Варфоломия / Андрея Василия Бориса Василия / Галагтиона Григория Герасима / …Василия Владимира Василия / Григория Герасима Галагтиона / Дементия Ермолая Евсевия / Ермогена Ермолая Иова // Иоанна Иоакима Иоанна Илии / Иоанна Иерофея Исакия Иоанна / Космы Иоанна Киприана Илии / Иоанна Луки Иоанна Климента / Космы Константина Леонтия / Илии Калистрата Ксенофонта / Луки Константина Максима / Михаила Луки Мокия Моисея / Макария Моисея Михаила / Моисея Михаила Максима // Симеона Никиты Николая / Софрония Симеона Стефана / Саввы Иоанна Симеона Тита /  Симеона Тимофея Митрофана / Парфения Симеона Прокопия / Трофима Терентия Симеона / Харлампия Симеона Трофима / Феодора Симеона Феодора / Фомы, Блажен. Андрея Василия / и всех православных воинов за веру и отечество на брани убиенных». Важно также отметить, что к имени «Василия» в 6-ой строке имеется неразборчивая (полустертая) приписка: «…вка» (возможно, затитловано). Это порождает еще одну загадку ишимского синодика, в котором нет разделения на «атаманов» и «дружину»: согласно предположениям нынешних историков, христианское имя Ермака было Василий, в то время как в отрывке из Черепановской летописи он упоминается первым среди атаманов под именем Ермолая.
 6 Щеглов И.В. Хронологический перечень… С. 63.
 7 Там же. С. 36.

Все события