Поиск
 
 
 
Дата события: 09.03.2005

Ишим выдержал ещё один экзамен на духовность (Ершовские дни – 2005)

Торжественным и светлым, значимым и искренним в проявлении чувств получилось в Ишиме празднование 190-летия со дня рождения П. П. Ершова. Всё происходившее было продиктовано сердцем. Говорю это не для красного словца. Вот некоторые наглядные сцены.

Концертный зал им. 30-летия ВЛКСМ полон. Среди зрителей – именитые гости из Санкт-Петербурга, Москвы, Комсомольска-на-Амуре, Хакасии, Тобольска, Тюмени, Берёзова. Учёный люд слетелся на научно-практическую конференцию, может быть, и по службе, а вот молодежь явно решила с пользой прогулять уроки и пары. Как потом окажется, и мудрые профессора, и юные школяры объединились в зале всё-таки не по долгу, а из уважения к поэту, сказочнику, музыканту, педагогу, просто человеку Петру Ершову.

Яркий и волнующий зачин дали хореографическая картинка "Жар-птицы" танцоров коллектива "Школьные годы" (рук. М.Прохорова) и нежная флейтовая мелодия, которую творила своим дыханием Оксана Батт. Значимость же события, начавшаяся с творческого сотрудничества администрации Ишима и Ишимского государственного педагогического института, который с 1990 года носит имя П.П. Ершова, ощущалась на протяжении двух дней и осталась внутри у каждого надолго.

Течение 2-ой Всероссийской научно-практической конференции "Пётр Павлович Ершов. Жизнь и творчество в контексте культуры 19-21 веков" внешне традиционно: Пленарное заседание, работа по секциям, где анализировали языковые особенности и поэтику сказки "Конёк-Горбунок", лирики Ершова, влияние такого явления как Ершов на культуру Западной Сибири. Отрадно, что действовала и секция для школьников.

А вот насколько глубоким было содержание, покажу через зарисовки главных действующих лиц и событий.

В.А. Рейн – депутат Тюменской областной Думы, глава г. Ишима: Я рад, что имя Петра Павловича Ершова, связывающее уже несколько поколений, привело нас сюда. Я нисколько не сомневаюсь, что итоги научной конференции будут иметь большой практический выход на дальнейшую реализацию программы по увековечиванию памяти именитого земляка. Мы встречаемся накануне 135-летия нашего города и 60-летия Великой Победы. Я хотел бы обратиться со словами приветствия и от жителей, и от городской думы, и от администрации, потому что для нас это событие уникально. Передаю пожелания успехов конференции от губернатора области Сергея Семёновича Собянина и его заместителя Натальи Александровны Шевчик. Они также подтверждают свою любовь к творчеству Ершова, готовы и в дальнейшем поддерживать программы сохранения и изучения его богатейшего наследия. И ещё одно приветственное письмо – от Никиты Михалкова, Народного артиста России, лауреата Государственной премии, члена Президиума Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации: "Дорогие друзья! Для меня Сибирь – это особый край, с которым связаны судьбы моих предков – художников Василия Ивановича Сурикова и Владимира Алексеевича Комаровского, сосланного в Ишим за принадлежность к монархической группировке аристократии. От всей души хочу вас поздравить с этой датой – 190-летием со дня рождения вашего выдающегося земляка Петра Павловича Ершова. Его сказка "Конёк-Горбунок" входит в золотой фонд российской литературы. Поддерживаю ваши начинания по созданию в Ишиме первого литературного музея и возвращению храма Петра Столпника, построенного при участии самого поэта и крестьян его родной деревни. Искренне ваш Никита Михалков".

Воспользовавшись правом первого доклада на Пленарном заседании, В.А. Рейн рассказал об использовании на практике историко-культурного наследия как основы социально-экономического развития Ишима. В программе, подписанной губернатором области и поддержанной областной и городской думами, заложены средства в 470 млн. рублей, есть и мероприятия, связанные с именем Ершова: открытие музея, восстановление храма Петра Столпника, строительство парковых комплексов "Ершов-Град"и "Ретро-парк" и другое. Лейтмотив программы: "Город – это не место, где люди только живут и умирают. Город – это путь, который мы выбираем для себя и своих детей, чтобы идти в будущее".

Под восторженные аплодисменты представлял В.А. Рейн именитых гостей: О.В. Уткову-Устинову из Москвы – дочь исследователя творчества Ершова В.Г. Уткова; Г.И. Вавилину – сотрудника Всероссийского Пушкинского музея на Мойке, 12, заслуженного работника культуры Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); А. М. Рязанова – директора музея-заповедника А.С. Пушкина "Захарово-Большие Вязёмы"; К. В. Артюхова – кинорежиссёра студии "Леннаучфильм", автора более 80 фильмов, создающего в настоящее время фильм о П.П. Ершове; А.И. Васильева – секретаря Союза писателей России, главного редактора альманаха "Врата Сибири", председателя Тюменской писательской организации, нашего земляка; Н. В. Денисова – члена Союза писателей России, редактора газеты "Тюмень литературная", лауреата премии им. Мамина-Сибиряка; Н.В. Хвостанцеву – зам. председателя комитета по культуре Тюменской области; Н.И. Сезёву – кандидата искусствоведения, члена Союза художников России, международной ассоциации искусствоведов, ст. научного сотрудника Тюменского музея изобразительных искусств; И.Ф. Кнапика – генерального директора издательства "Тюменский издательский дом"; Л.А. Фролову – кандидата филологических наук, защитившую диссертацию по сказке "Конёк-Горбунок" (Комсомольск-на-Амуре); О.В. Кляйн – директора Заводоуковского краеведческого музея и других.

Ректор ИГПИ им. П.П. Ершова, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Н.С. Гусельников счёл нужным показать основу, на которой строится сегодня изучение творчества Ершова в институте, отметил: "Не будет преувеличением, если мы скажем, что "Конька-Горбунка" любим с детства, а затем – всю жизнь, как любим само детство. О Петре Павловиче Ершове Владимир Солоухин в 1972 году, на Ершовских чтениях в Тобольске, сказал: "Сказка могла быть написана только очень талантливым человеком, только очень хорошим человеком, только очень русским человеком!" Ишимский государственный педагогический институт носит имя П.П. Ершова не случайно. Начиная с конца восьмидесятых годов прошлого столетия преподаватели факультета русского языка и литературы активно включились в изучение творчества П.П. Ершова – писателя, педагога, просветителя. Особая заслуга в этом принадлежит Виталию Ивановичу Кодухову, известному учёному – лингвисту, доктору филологических наук, профессору, приехавшему в Ишим из Ленинграда в 1988 году и проработавшему в нашем коллективе до 1996 года.

В ноябре 1989 года на базе института проведена первая широкомасштабная Всероссийская научно-практическая конференция "Петр Павлович Ершов – писатель и педагог" под общим руководством профессора В.И. Кодухова. Особую лепту в организацию внесли зам. председателя Ишимского горисполкома Г.А. Малышкин, секретарь Ишимского ГК КПСС Ю.А. Шилов., ректорат института (Н.И. Толмачёв – ректор, Н.С. Гусельников – проректор), Н.К. Метелёва – коллега В.И. Кодухова, его бывшая аспирантка и первый помощник в осуществлении всех творческих идей. В работе конференции приняли участие учёные из 12 городов России и других союзных республик. Их имена известны в России – это профессор Р.К. Кавецкая (Воронеж), Т.Г. Пономаренко (Ленинград), Л.Е. Тумина (Москва), М.В. Черепанов (Саратов), В.А. Рогачёв (Тюмень) и многие другие. С этим событием связано присвоение институту имени Петра Павловича Ершова. Результатом конференции стали: выпуск сборника "Пётр Павлович Ершов – писатель и педагог", первого полного библиографического указателя "Ершов Пётр Павлович" (под редакцией профессора В.И. Кодухова).

В 2002 году издана книга профессора института М.Ф. Калининой и кандидата филологических наук О.И. Лукошковой "Жизнь и творчество П.П. Ершова. Семинарий", переизданная в прошлом году как востребованная в процессе обучения в школе и вузе. Стараниями талантливого учёного и педагога профессора М.Ф. Калининой в 2003 году при кафедре литературы открыт кабинет-лаборатория по изучению и пропаганде наследия П.П.Ершова. Уверен, что материалы и этой конференции будут способствовать дальнейшему изучению его творчества, развитию нашей с вами культуры, воспитанию любви к истории, развитию научного творчества".

Кстати, в дни ершовского юбилея на корпусе 2 ИГПИ им. П.П. Ершова открыта мемориальная доска памяти В.И. Кодухова. Вообще Н.С.Гусельников может поставить своим подчинённым хороший балл за полноту научной конференции, бразды правления которой держал проректор по научной работе А.С. Тихонов. И основную работу по изучению наследия Ершова ведут сегодня Т.П. Савченкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы («ретро-разведчица», как она сама себя называет), В.Н. Евсеев, доктор филологических наук, профессор, другие учёные ИГПИ. И без преувеличения: юбилейные мероприятия на одном творческом дыхании обозначила именно Татьяна Павловна Савченкова при активной поддержке сподвижников – старшего научного сотрудника Ишимского краеведческого музея Надежды Проскуряковой и Геннадия Крамора. Они – именно вдохновители, которых поддержал город. И уже не впервые. Для того, чтобы город Ишим светился в мире.

О.В. Уткова-Устинова, инженер-конструктор лаборатории глубоководных аппаратов института океанологии им. Ширшова Российской академии наук, участник экспедиций по изучению мирового океана на научных судах "Витязь" и "Академик Мстислав Келдыш", отнесла сказку "Конёк-Горбунок" к вещам, которые не подвластны времени, "как не подвластны времени стремление служить Отечеству, полет мысли высокий. Так есть и люди, не подвластные никаким жизненным обстоятельствам. Обстоятельства могут укоротить жизнь, сделать ее грустной. Когда смотрю на эту аудиторию, на ваши лица, – со многими я познакомилась, – понимаю, что связь времён прервать нельзя и всегда найдутся герои, которые взваливают на свои плечи огромный труд и радость просветительства и служения Отечеству".

А как увлечённо говорила она на секционном заседании о личности отца – Виктора Григорьевича Уткова:

«Папа был удивительно деликатный и настойчивый в своих поисках. Когда папа ушел, а с ним удар случился в Ленинской библиотеке при работе с архивами, книгами, вокруг меня остался этот огромный архив: книги, записи, рукописи Ну, думаю, кому нужно? Смотрю, в Сибири нужно: звонят из Тобольска, потом приезжает писатель Софронов. И вот из Ишима – замечательные люди. Я поняла, что всё папино очень нужно. И мне стало легче жить, хотя у меня совсем другая профессия. Всё зависит от людей. Может быть толпа, которая только и может, что пробить стену головой. Но появляется один человек и вокруг всё начинает бурлить. Всё начинает идти в направлении творческом. Потеряв историю, страдаем в настоящем, лишаемся будущего. Папа как раз и писал, что его привлекали люди, которые являются катализаторами. Папа и Ершова, скромного Ершова, относил к таким. Видимо, Ершов пришёлся ему по духу – скромный обязательный».

С некоторым удивлением узнаём, что Виктор Утков окончил Омский зооветеринарный техникум по специальности осеменатор оленей. На практике много ездил по тундре, сохранились его дневники. В 35 лет его отчислили из института за исполнение песни о челюскинцах, усмотрев в этом связь с контрреволюцией. Он доказал, что песня нормальная, героическая, его восстановили, но он не вернулся в студенты. Ушёл в журналистику, работал в газете "Ленинские внучата". Всю войну он проучился на разные военные профессии, хотя на фронт ушёл в первый день добровольцем, – судьба берегла. Кстати, любовь к книге унаследовал по наследству от своего отца, Григория Григорьевича, который научился читать по статье Рубакина "Практика самообразования", потом написал письмо в Швейцарию, получил ответ с наставлениями, что ещё читать. Так началась библиотека Утковых.

Ольга Викторовна произвела на всех неизгладимое впечатление – ненавязчиво влюбила в себя многих. Сама влюблённая в жизнь, щедро дарила знания, личное обаяние всем, с кем общалась. В личной беседе со мной сказала следующее:

– Я так подумала, что я – счастливый человек, хотя и страшно это говорить. У меня такое ощущение, что я несколько жизней прожила. Такое чувство, что я очень давно живу, потому что так много всегда событий, много хороших людей вокруг. Ну, в общем, жизнь – она настолько богата, если относиться с интересом ко всему, то обогащаешься безумно. И вот линия отца, Ершова, Сибири – это как бы одна жизнь. Другая жизнь – это подводный мир, мечты о возрождении и морской науке, и исследовании океана, участие во всём этом. И много, много других жизней.

– А женская линия жизни? Вы так тепло говорили о муже, как он постоянно ходит по букинистическим лавкам, ищет книги. Так, купил для ишимского музея разные издания "Конька-Горбунка". Он – Ваш единомышленник?


– Да, он мой единомышленник и по духу, и по жизни. Я его очень люблю. Он очень добрый и очень правильный. Иногда меня так заносит в сторону, и он только скажет: "Как?" – я уже понимаю, что надо остановиться. Его зовут Юрий Сергеевич Калинин. Он всю жизнь проработал в институте океанологии, ходил на первых подводных лодках, ещё канадских, для науки, был водолазом, сейчас очень серьезно занимается обучением молодёжи и детей подводному плаванию и собирает материалы по истории освоения океана.

– И Вы тоже этим интересуетесь?

– Интересуюсь. Сейчас музей в Москве организовывается, где будет стоять построенный нами маленький подводный аппарат. Мы им всячески помогаем: собираем фотографии, написали монографию по истории Вот так всё закручивается. Вроде одна линия ведёт в море, другая – в музеи, в историю.

– Что неожиданного подарила Вам эта поездка в Сибирь?

– Наверное, Вы ждете от меня, что неожиданным был Ишим?

Вы вольны в своих признаниях!

– Для меня это не стало неожиданным, потому что мое отношение к сибирякам настолько хорошее, что я даже едучи в Ишим понимала, что там всё будет замечательно. Я только, честно говоря, не ожидала такой вот высокой планки в работах, в проектах, в перспективах от этого города. И неожиданным было то, что огромное количество молодёжи с ясными глазами, ей это интересно, она живёт своей страной и своим городом. Это главное, что ребята не хотят уезжать оттуда, хотят, чтобы в их городе было хорошо, чтобы он развивался: и культура, и искусство, и промышленность. Они – патриоты. Это была приятная неожиданность

Пожелание себе сегодняшней?

– Себе? Мне так кажется, что я всегда такой буду… Наверное, чтобы внутренняя – не молодость, но зрелость, и в то же время ещё мобильность – сохранилась во мне дольше. Чтобы все мои близкие были счастливы, здоровы. Мы от этого очень зависим. И если этого не будет, то и у меня сил не останется на остальное. Слава Богу, мы все пока в полёте.

Но это интервью будет позднее, уже в Тобольске, где мы присутствовали на Ершовских юбилейных мероприятиях, а пока вновь вернемся на пленарное заседание в Ишим.

Г.И. Вавилина
после приветствий заявила, что Пушкинский музей на Мойке, 12 взял шефство над Литературным музеем П.П. Ершова в г. Ишиме. "Очень приятно, что за Уралом создаётся литературный музей, потому что таковых здесь нет. Тем более такого человека, как Пётр Павлович Ершов. Мне видно, что ваш музей будет жить, потому что только симбиоз науки, власти и практикантов музейного дела может решить этот вопрос положительно. Я заметила даже из приглашения, что власть у вас знающая, власть у вас заинтересованная, власть у вас понимающая и власть у вас мыслящая".

Все выступления на пленарном заседании вызвали живой интерес. Одно из доказательств – предложение перенести доклад Т.П. Савченковой о новых гранях биографии и творчества Ершова на заседание секции – вызвало протест. И она вещала при полном внимании зала. Другое – все выступления были действительно познавательны.

Н.В. Хвостанцева, зам. председателя комитета по культуре Тюменской области,
отметила: "Столь представительное собрание – это подтверждение того, что Ершов нам интересен, мы открываем новые грани его личности. Мы открываем его и как истинного интеллигента, талантливого человека, всю свою жизнь отдавшего развитию образования и культуры родного края". Н.И. Сезёва рассказала об изобразительной ершовиане в Тюменском музее ИЗО. Одна из 39 коллекций, связанных с культурой и искусством края, посвящена Ершову и насчитывает около двухсот уникальных единиц хранения: иллюстрации, изделия декоративно-прикладного творчества, народных промыслов. Начало Ершовской тематике положило в 80-х годах прошлого века собрание иллюстраций из Санкт-Петербурга – от вдовы художника Юрия Васнецова. А.М. Рязанов с гордостью и одновременно с присущей ему внутренней интеллигентностью поведал историю создания музея-заповедника А.С. Пушкина "Захарово – Большие Вязёмы". По мнению В.И. Могойченкова, директора Тюменского колледжа профессиональных педагогических профессий, Заслуженного учителя школы, кандидата педагогических наук, личность П.П. Ершова в том числе учит и как надо исполнять государево дело чиновникам и предложил задаться целью издания Персональной энциклопедии Ершова и академического "Конька-Горбунка". От имени жителей малой родины Ершова тепло приветствовала конференцию Л.С. Филимонова, заострившая ещё раз внимание на восстановлении в селе храма Петра Столпника – "это будет достойным памятником нашему земляку и центром духовно-нравственного воспитания".

К.В. Артюхов.
Его сообщение о взаимоотношениях Петра Ершова и тобольской семьи Жилиных – уже на секционном заседании в ИГПИ – воспринималось с двойным изумлением, ведь Константин Валентинович – праправнук Анны Петровны Жилиной. Он привез с собой альбомы со стихами, фотографии.

– По моей основной профессии мне легче снимать кино, чем рассказывать. Но дело в том, что я ещё люблю заниматься генеалогией и счастливое совпадение, что осталось в нашей семье много всяких документов. У меня был в Киеве дядя Коля – поэт Николай Русаков. И как-то в 60-е годы он принёс мне пачку писем и сказал: "Возьми. Может быть, ещё лет пятьдесят они сохранятся". Я взял. Я читал. Потом увидел альбомчик, очень красивый альбомчик, я вначале обратил внимание именно на красоту внешнюю, а потом на содержание. Тоже он мне его подарил. И первое, что я увидел интересного, это был портрет Натальи Дмитриевны Фонвизиной. С этого и началось моё изучение. А там подошла какая-то дата декабристская. Я показал журналистам, выставил на выставке юбилейной. Здесь есть стихотворение, написанное Натальей Дмитриевной. А альбом принадлежал Анне Петровне Жилиной. Мне она прапрабабушка. У дяди Коли также сохранились миниатюрные портреты имения Успенское-Озерки под Ярославлем. Он забрал их в Киев. А большие портреты погибли. Кроме одного портрета, который был подарен последней хозяйкой этого дома своей подруге. И как-то неожиданно его привезли. И оказалось очень кстати, как очень кстати потом складывались все остальные обстоятельства. Это все говорит о том, что ничего не бывает случайным. Этот портрет оказался портретом матери Анны Петровны Жилиной – Анны Николаевны, урождённой Степановой. И даже чудно получилось, что, когда я выставил портрет в Петербурге на выставке частных коллекций в Манеже, то моей подрастающей дочке сказали: "Катя, а ты знаешь, на выставке есть портрет, на тебя очень похожий!" Миниатюры потом перешли ко мне. И альбом Анны Петровны и её портрет перекочевали в мой дом. Потом я стал изучать более подробно и эпоху, и всю историю, и жизнь и Анны Петровны, и ее отца, Петра Дмитриевича Жилина. Он оказался довольно интересной личностью, был знакомцем тобольских декабристов – Фонвизина, Пущина, Якушкина. Вырос в семье отчима – гражданского губернатора Тобольской губернии Михаила Анатольевича Шишкова.

В полной тишине сообщал К.В. Артюхов всё новые и новые сведения родословной, которая "написана" честью и любовью к Отчизне, к семье, к детям.

– В букинистическом магазине случайно увидел книжку "Семейная хроника. Воспоминания". Я взял её. Мог и не взять! Но взял, открыл – и вижу письма Марии Дмитриевны Менделеевой Пишется, что П.Д.Ж. (Пётр Дмитриевич Жилин) овдовел, а старая любовь к М.А.П. (Марии Александровне Павлуцкой) жива. В юности она отказала Петру Дмитриевичу. Он уехал в Петербург, выбрал службу гусаром в Павловском полку. И сейчас Мария Дмитриевна Менделеева их свела. Они прожили 25 лет. Вместе с ним в Тобольск приехали четверо детей, в том числе и Анна. Она и вела альбомчик. Потом я увидел стихотворение, подписанное "П.Е.", 30 сентября 1840 года: "О, нет! Напрасны укоризны на бедность чувств, на тягость жизни. Безумной мыслию тот Небо искушал, кто жизнь обрёк лишь на мученье. В себе самих мы носим утешенье…" От Татьяны Павловны Савченковой я узнал, что это третье стихотворение из микроцикла. Первое, написанное в альбом Софье Петровне Жилиной, второе – на отъезд сестёр Жилиных из Тобольска, и вот – третье. Два опубликованы, а о третьем никто кроме нас с вами пока не знает. Стихотворения пророческие. Пётр Павлович написал Софье Петровне, что у нее будет счастливая жизнь. И действительно, она найдёт любимого человека, выйдет замуж за Николая Ивановича Горского, генерала, и много детей было. А Анна Петровна потом уехала, имение от бабушки перешло к ним. Ершов написал им стихи на отъезд. Очень трогательные. Она вышла замуж за Ивана Христиановича Вилькена, родила двоих детей, и тоже умерла в 30 лет. Пущин называл её "нервическая барышня". Этот альбомчик, если его поизучать, ещё много тобольского содержит.

Вот и ещё один сюжет для исследования. Есть и письма, одно из них – от Ершова после смерти любимой жены Серафимы Лещёвой.

К.В. Артюхов снял замечательные фильмы: о Дмитрии Лихачеве, три – о потомках Пушкина, о Державине. За каждым тоже интересные истории создания, истории отношений с эмигрантами, соотечественниками. Сейчас кинорежиссёр занят съемками фильма о Петре Ершове, поэтому любимый творческий процесс продолжался и в Ишиме, и в Ершове (Безруково), и в Тобольске.

Как Вам открылся наш город? Удовлетворены ли Вы результатом? Какой Вам показалась наша молодая публика? – обратилась я к Константину Валентиновичу.

– Да, здесь очень много молодёжи, которая действительно интересуется. По живым глазам я это видел, когда делал своё сообщение. И, конечно, Ишим очень интересный город, здесь чувствуется живая любовь к истории. И то, что хотят возродить храм в Безрукове, это очень важно. Поэтому у меня самые лучшие впечатления. И благодарность тем, кто нам помогает в этой поездке. И Нина Петровна Кузовкова, и Надежда Леонидовна Проскурякова, и Татьяна Павловна Савченкова. Прямо такое стечение обстоятельств очень интересное.

Какое чувство сейчас преобладает в сердце?

– Надежды приехать летом сюда снова. Я уже точно приеду продолжить фильм о Ершове.

Это долгий процесс?

– Конечно, мы ещё только начинаем. Вообще сам процесс начнётся где-то в мае. Мы приехали на юбилейные мероприятия сюда и в Тобольск, чтобы сделать съёмки для фильма. Нам очень важна была сибирская зима.

Вы могли бы одним словом характеризовать своё творчество?

– Оно связано с историей и культурой России. А в последнее время связано с литературой и поэзией: Пушкин, Державин. Три фильма о потомках Пушкина, такой фильм, как "Странная жизнь Ганнибала", мы были на его Родине в Камеруне, в Африке. Так что очень много интересного в жизни.

Вы счастливый человек!

– Мне нравится жить и заниматься тем, чем я занимаюсь. Дал бы Бог здоровья

Дай Бог! Спасибо и успехов!

Уже за вечерним чаем в гостинице "Сибирь" в Тобольске мы узнаём от Константина Артюхова, что его фильм о Державине завоевал гран-при на Х литературном кинофестивале! Он был приглашён на церемонию в Гатчину, но вместе со съёмочной группой выбрал ишимские места, осчастливив всех нас.

Казалось бы, неодушевленный, но на деле очень живой, действующий "герой" – литературный музей Петра Ершова. «6 марта 2005 года мы открываем новый музей на ишимской земле, – эти слова торжественно произносит Н.С. Лам, научный сотрудник. – Литературный музей Петра Павловича Ершова. Он родился под крылом нашего краеведческого музея при поддержке Всероссийского Пушкинского музея на Мойке, 12, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, института материальной культуры Российской академии наук, Государственного Исторического музея, Пушкинского музея-заповедника "Захарово – Большие Вязёмы", Государственного литературного музея. Мы всем очень благодарны».

И выступления со словами благодарности в адрес тех, кто вдохнул в идею жизнь, особенно Т.П. Савченковой, Н.Л. Проскуряковой, Г.А. Крамору, пожелания светлой жизни музею от зам. главы администрации г. Ишима, директора Департамента культуры, молодежи и спорта В.Б. Белоусова, писателя А.И. Васильева (который привёз в город 100 экземпляров спецвыпуска своего журнала "Врата Сибири", подготовленного в рекордные сроки – за 15 дней – и посвящённого нашему земляку), директора Тобольского драмтеатра С.В. Радченко, Н.В. Денисова, А.М. Рязанова, О.В. Утковой-Устиновой. Москвичи, в шутку обозвав себя мешочниками, сделали новорожденному музею замечательные подарки: Александр Михайлович – художественный альбом о музеях Московской области, часть карты Тобольской губернии с теми местами, где бывал Ершов, открытки с рисунками Куприянова выпуска 1957 года, и семейную реликвию, по которой учился вместе с сестрой грамоте – "Конька-Горбунка" 1956 года с иллюстрациями Милашевского; Ольга Викторовна – тоже музейную редкость – академическое издание сочинений Ершова, которое составил ее отец и "всего подряд "Конька-Горбунка", который был в магазинах Москвы. Москвичи, настоящие москвичи – народ щедрый и очень уважающий нашу историю".

Еще одно "действующее лицо" – коллективы культурной сферы города. Председатель комитета по культуре Н.П. Кузовкова держала в поле зрения все события двух ершовских дней, создавала гостям особую атмосферу гостеприимства. Её "подчинённые" – работники краеведческого музея, Центральной библиотечной системы, Дома национальных культур и ремесел, Городского дома культуры, концертного зала им. 30-летия ВЛКСМ и другие – придали ершовским дням праздничное обрамление. Со сцены звучали стихи поэта, песни, любимые им. Апофеозом стала премьера спектакля по пьесе Ершова "Суворов и станционный смотритель". Народный театр "Зеркало" с руководителем и главным режиссёром, исполнителем роли станционного смотрителя Данилом Султановым вписали ещё одну заметную строку в историю Ишимского театра. И выданные в шутку зрителям свежие помидоры, чтобы забросать в случае провала артистов, пригодились на салат. А вот аплодисментов не пожалели! Как и артистам Тобольского драматического театра, подарившим ишимцам счастье стать первыми зрителями пятой версии "Конька-Горбунка".

Собирательный образ нашего повествования – зритель, среди которого  много молодых людей – студентов ИГПИ, школьников. "Для них это событие было полезно", – такую фразу скорее скажут взрослые. "Это событие было интересно, классно!" – так говорят сами. Два дня вместили ещё и творческие встречи с гостями в краеведческом музее и в ИГПИ. Аудитория 26, самая большая, при аншлаге два астрономических часа внимала поэзию из уст Николая Денисова и Анатолия Васильева из Тюмени, Нины Ющенко из Ишима, Нины Морозовой из Хакасии. Честно, я любовалась умением поэтов удержать внимание, умением ведущего встречу В.Н. Евсеева выстроить её логическое течение, и радовалась искреннему желанию студентов и преподавателей общаться на уровне сотворчества.

И ещё одна теплая встреча – на родине Петра Ершова, в бывшем Безрукове. Встречали гостей глава ОМО "Ишимский район" В.А. Ковин, подтвердивший намерение восстановления храма Петра Столпника и создание этнографического комплекса, работники культуры и учителя сельской школы. Словно кадры кино рисует память картинки. Вот очень похожий на Ершова артист, конечно, прибывший на лошади с бубенцами, приветствует гостей. Вот льётся заздравная песня. Хлеб-соль из рук юной сударыни в нарядном русском платье, но не по сезону. Это вызывает мужской поступок Анатолия Васильева – он снял свою дублёнку и накинул на плечи девушки, чем очень смутил её. Удивил гостей мастерством ансамбль казачьей песни "Станичники" – жемчужина культуры Ишимского района. Экскурсия по музею Ершова в школе. Беседы за столом, сервированным традиционно русской пышной выпечкой с молоком, квасом, чаем. И естественные ответные речи разомлевших в тепле гостеприимства гостей. И главная мысль: "Сейчас за эти два дня я поняла, что Россия непобедима. В Москве говорят: "В этой стране". А у вас все говорят: "На этой земле!".

С ишимской земли, в очередной раз выдержавшей экзамен на духовность, отправилась делегация в г. Тобольск. Семь часов в институтском "пазике" не стали утомительными, потому что с нами были всё те же звездочки общения – мастера разговора по душам, истые поклонники Ершова – Татьяна Савченкова, Надежда Проскурякова, Геннадий Крамор, Ольга Уткова, Анатолий Васильев и другие.

Программа юбилейных мероприятий в Тобольске тоже включала Всероссийскую научно-практическую конференцию, открытие Всероссийской выставки юных художников по творчеству Ершова, церемонию закладки камня на месте будущего памятника поэту и возложение цветов к его могиле на Завальном кладбище, подведение итогов юбилейных мероприятий в Драматическом театре и две премьеры – "Суворов и станционный смотритель" и "Конёк-Горбунок".

На пленарном заседании конференции прозвучали приветствия и доклады директора ТГИАМЗ Е.М. Акулича, А.М. Рязанова, З.И. Колычевой и А.С. Тихонова, проректоров по научной работе Тобольского и Ишимского пединститутов, О.В. Утковой-Устиновой, кандидата филологических наук, доцента Тобольского ГПИ И.Ф. Платоновой, ст. научного сотрудника ТГИАМЗ И.Л. Егоровой, преподавателя Тюменского училища искусств им. А.Алябьева Т.И. Солодовой, преподавателя Тюменского колледжа искусств С.В. Разумовой, учителя школы № 7 г. Тобольска О.А. Исмагиной. Т.П. Савченкова завершила своё пламенное выступление словами: "Вполне возможно, что книга благополучно хранится в фондах ТГИАМЗ, нужно только поискать". Речь – о переводе Ершовым на русский язык книги Клеменса Брентано "Размышления Анны Катарины Эммерих", о котором Татьяна Павловна уже говорила и на ишимской конференции. И ведь права оказалась! На церемонии открытия в Тобольском музее литературной Ершовской гостиной, рассматривая внимательно экспонаты, среди которых много сохранившихся подлинных вещей Ершова она потрясенно воскликнула: "Так это же она – рукопись Ершова! Это перевод книги Клеменса Брентано под названием "Тайная вечеря, или Страдания Иисуса Христа". И комментарий Евгения Акулича, директора Тобольского музея-заповедника: "Ради этого стоило приехать из Ишима в Тобольск"; и радость всех, кто был на церемонии. Теперь Т.П. Савченкова собирается в литературную гостиную в научную командировку, чтобы поработать с рукописями Ершова.

У каждого, наверное, были и ещё причины, чтобы ехать в Тобольск. Я впервые была в этом городе. В моём блокноте, на кассетах остались ещё записи, а в сердце – открытия, которые со временем обретут форму. Есть светлое, духовное: Кремль, вид на ночной Тобольск, посещение Абалакского и Иоанно-Введенского монастырей, художественного салона, знакомство с мастером резьбы по кости Минсалимом и научным сотрудником художественного музея Еленой Швецовой. От экскурсии по нижней части города осталась боль: так много исторического, ценного утрачено. "Здесь был дом Ершова. Здесь был дом Фонвизина. А это разрушающаяся церковь Захария и Елизаветы…" – наш добровольный гид Геннадий Крамор отлично провел экскурсию, подчеркнув стилевые особенности архитектурных сооружений.

И всё-таки главное ощущение – жители Тобольска, при властях и должностях, просто граждане – начинают понимать, что доставшееся им наследство светлого града нуждается в каждодневной работе по сохранению, восстановлению памятников, увековечиванию памяти земляков. Имя столицы духовной культуры всея Сибири надо наполнять соответствующим содержанием.

А последним аккордом ершовских торжеств в Ишиме стало специальное совещание по анализу и подведению итогов в администрации города при активном участии ректората ИГПИ им. П.П. Ершова. В.Б.Белоусов на Учёном совете вручил Грамоты А.С. Тихонову и Т.П. Савченковой, Благодарственные письма другим преподавателям и сотрудникам ИГПИ. Симбиоз власти и науки обещает жить и приносить взаимное удовлетворение, в и том числе и во славу П.П. Ершова.

Людмила МАРИКОВА (газета "Институт").

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Ершовские дни - 2005. Празднование 190-летия П.П.Ершова в Ишиме. - 1-2 марта 2005 г.
Ершовские дни - 2005. Празднование 190-летия П.П.Ершова в Ишиме. - 3 марта 2005 г.
Ершовские дни - 2005. Ишимская делегация в Тобольске. - 5-6 марта 2005 г.

Все события