Дата события: 24.10.2009
Их вина не была доказана…
В православный праздник Покрова Богородицы на тропинке неподалёку от санатория «Ишимский» в Синицынском бору, появился деревянный крест. Надпись на нём гласит: «Здесь похоронены крестьяне-повстанцы, расстрелянные без суда в марте 1921 года у деревни Синицыной».
Почти девяносто лет эта могила оставалась безымянной, не имевшей ни креста, ни камня. А между тем здесь под стройными стволами вековых сосен упокоились десятки жителей села Ново-Травное и окрестных деревень. В январе 1921 года они подняли бунт против несправедливого отношения к ним власти в лице губернской продовольственной комиссии, постановившей изымать семенное зерно – залог будущего урожая. После подавления восстания мужиков стали собирать в уездный город для установления меры вины. Погнали и крестьян из Ново-Травного. Дорога в Ишим шла через Синицыну. На пологом берегу речки Детель арестованных остановили. И дали по ним очередь из трёх пулемётов, установленных на возвышенности. Крикнули: «Кто живой, поднимайся». И снова – выстрелы… Без суда, без следствия.
Тела погибших не выдавали родственникам. Лишь спустя время некоторым удалось вывезти останки близких людей. Остальные были погребены на опушке бора в двух сотнях метров от места расстрела. Разумеется, на этой братской могиле не стояло ни памятников, ни обелисков, как на могилах погибших в пламени восстания советских работников. Но синицынские старожилы знали это место. Один из них – Фирс Никифорович Крашенинников – даже сделал зарубку на сосне. Чтобы не забыть. И рассказал об этой зарубке детям работников Дома отдыха «Ишимский» (ныне санаторий), где сам трудился садовником. Благодаря им и удалось найти это место спустя 85 лет.
На месте расстрела 18 мая 2006 года при поддержке администрации Ишимского района был установлен мраморный крест. Тогда ещё не было точно известно место захоронения погибших селян. И вот теперь, через три года, благодаря инициативной группе историческая несправедливость восстановлена. Возможно, в будущем здесь удастся установить памятный крест из более прочных материалов. Ведь, несмотря на все усилия чудовищного молоха, уничтожавшего сибирских крестьян, в Приишимье ещё живут потомки тех, кто встретил свою неожиданную смерть от рук тех, кто действовал именем народа…
Геннадий КРАМОР.