Поиск
 
 
 
Дата события: 20.11.2009

Дом Петра Павловича

Отреставрирован и открыт для гостей в историческом здании Ишима постройки 1864-го года. Красоты сказочной! Пока тянулись долгие реставрационные работы фасада, конечный облик представлялся именно таковым. Невычурным, непомпезным, немного кружевным. Что и передано великолепно в белоснежных резных наличниках. Завершающий шарм обновленного строения – барельеф Петра Ершова, созданный скульптором Дмитрием Новаковым.

Парадный подъезд распахивает двери. И попадаешь в настоящий уютный дом. Ощущение особой теплоты, комфорта, раскрепощённости не случайно. Здесь работают все те, кто вжился в пушкинско-ершовскую эпоху, изучая всевозможные архивные документы по городам и весям нашей необъятной страны. Лишь затем, чтобы сконцентрировать всё на малой родине писателя. Чтобы знали, помнили, ценили, берегли «родного земляка Ершова».

Надежда Проскурякова – директор Культурного центра. Патриот и фанат писателя. Без которой, думаю, многое бы попросту не состоялось. Охотно делится воспоминаниями:

– Авангардный дизайн двух комнат экспозиции «Неизвестный Ершов» выполнила группа тюменских специалистов под руководством Дмитрия Парфёнова. В стадии разработки его одобрила наша почётная гостья из Москвы, известный пушкинист Наталья Михайлова...

В документально-исторической экспозиции загадочный, мистически-далёкий земляк обретает реальный портрет, становится ближе, дороже. Оживают города, кои сыграли основополагающую роль в становлении писателя: Ишим, Тобольск, Санкт-Петербург. Многочисленные фото, копии картин, документов, гравюр, литографий.

Дорожное бюро XIX века для письменных дел, чернильница (XVIII в.) с гусиным пером. Копия журнала «Библиотека для чтения» (словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод), издаваемого в городе на Неве. Где в третьем томе за 1834-ый и была опубликована первая часть сказки «Конек-Горбунок» со следующим предисловием: «... «Библиотека для чтения» считает долгом встретить с достойными почестями и принять на своих страницах такой превосходный поэтический опыт, как «Конек-Горбунок» Г.Ершова (Г. – господина – Авт.), юного Сибиряка, который ещё довершает своё образование в здешнем Университете: читатели сами ощутят его достоинства, – удивительную лёгкость и ловкость стиха, точность и силу языка, любезную простоту, весёлость и обилие удачных картин... описание конного рынка, – картину, достойную стоять на ряду с лучшими местами Русской легкой поэзии».

Имеется и оригинальный экземпляр сорок второго тома журнала за 1840 год с прочими литературными раритетами: четвёртым прижизненным изданием ершовской сказки и сочинениями друзей писателя Ивана Калашникова и Евгения Гребёнки. Да и само издание полюбившегося всему свету творения Ершова представлено почти на всех языках мира.

Здесь вспоминаются лирические строки Петра Павловича:

Вся жизнь прошедшая, как летопись годов,
Раскрыта предо мной – и дружба, и любовь...


Близкие люди, друзья и издатели. Смотрят внимательно, изучающе. С оптимизмом, лёгкой грустью. Великая эпоха – и личности ей под стать... Фотопортрет и лёгкие акварели (второй половины XIX века) друга писателя Михаила Знаменского с видами Тобольска, сцен бытовой жизни и иллюстрациями к сказке.

Портреты жён писателя, выполненные ишимским художником Виталием Емельяновым, окружены ореолом лирической тайны: Серафима Александровна (Лещёва), Олимпиада Васильевна (Кузьмина), Елена Николаевна (Черкасова). Кстати, все «веточки» фамильного древа, найденного ишимскими ершововедами, идут от брака с последней. Спутницы по жизни и музы Ершова, вдохновившие на признание:

Я понял, я знаю всю цену любви!
Я жил, я дышал не напрасно!


Шикарные дары почетных гостей: тропическая раковина из Тихого океана с перламутровым изображением пера Жар-птицы от Ольги Утковой-Устиновой (дочери исследователя жизни и творчества Ершова), белоснежные композиции тобольского костореза Минсалима Тимергазеева, фарфоровые сувениры от Александра Рязанова (директора Пушкинского музея-заповедника «Захарово-Большие Вязёмы»)...

И ершовской рукой дизайнерски ловко с нужным каллиграфическим наклоном и закруглениями букв вычертано на облицовочном экспозиционном декоре:

Рождённый в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков, –
Я был приветствован метелью,
Я встречен дряхлою зимой,
И над младенческой постелью
Кружился вихорь снеговой…


Угадываются завораживающие Безруковские места Приишимья. С лёгким посвистыванием, оглушительной тишиной и щемяще-чистой памятью о Петруше Ершове, прославившем Сибирь-матушку.

Наталья Кутырёва.
(«Тюменская область сегодня», 20.11.09).

Фотографии Геннадия Крамора.


Все события