Поиск
 
 
 

Сказка о художнике Геннадии Райшеве и Коньке-Горбунке

Идет как-то Геннадий Степанович по чудному сну своему, тихо вокруг, пустынно, дорожка клубочком катится, небо низкое, переливается цветами закатными. Смотрит по сторонам, а там только камешки бездыханные, да деревца безлистные. Скучно, холодно, да назад не воротишься. Сел на камешек, да пригорюнился, задумался, отчего так безжизненно вокруг и жутко? Он художник, профессия творческая, неординарная, можно сказать не профессия даже, а призвание. Картины его яркие, радостные, жизнеутверждающие. Через свое видение общается он с миром и несет ему свет искусства, который должен наполнять смыслом, озарять, просвещать несведущих, заключать в гармонию традиции и современность, показывая, что только в их цельности возможно стройное движение в жизни.

К разным темам обращался он, не только радовался, но и печалился, не только восхищался, но и ужасался, был задействован в процессе и был сторонним наблюдателем, но никогда не оставался равнодушным. Мир привлекал его своим многообразием, своей открытостью, для того, кто действительно хочет видеть и знать, кто способен не только брать, но и отдавать. Вот и он, видел и познавал жизнь, брал краски и сюжеты этого мира и отдавал их через свои чувства, переживания, память, мастерство, на холст или бумагу.

Земля Сибирская и Страна Югория – неисчерпаемый источник вдохновения, живой источник его творчества, не может и не должна душа художника оставаться равнодушной к истории, тайнам традиций и обрядов, к природе вокруг и временам года, к людям и их быту, к своей планете и солнцу.

Сидит он на камешке, думает об этом и задает себе вопрос, на который не может найти ответ: «Что же случилось? От чего во сне моем запустение, почему краски померкли, тепла от солнца Земля не хранит? Неладно что-то?»

Вдруг, откуда не возьмись, встает перед ним Конек Горбунок, старый приятель, еще в детстве они путешествовали вместе по сказке Ершова.

Видит Геннадий Степанович, что глаза Горбунка печальны, случилось что-то. Гладит по гриве, спрашивает: «Как же ты здесь очутился, дружок мой, беда ли какая стряслась?»

Тряхнул Горбунок головой, ударил копытцем: «Худо, Геннадий Степанович, совсем перестал люд книжки читать. Персонажи о внимании читателей забывать начали, того и гляди, если не откроют книгу Пушкина, перестреляют в «Повестях Белкина» они друг друга, разлюбит барышню-крестьянку жених. В «Одиссее» Гомера не встретятся Одиссей с Пенелопой, не излечатся воины «Илиады». А что станет с Демоном Михаила Юрьевича Лермонтова? Изменится все, не так как написано в книгах станет. Что же делать тогда?»

Задумались оба, пригорюнились. Понимает Геннадий Степанович, что выручать любимых персонажей, возвращать интерес читателя надо, иначе забудут про них совсем. И придумал.

- Давай, Горбунок, мы с тобой пойдем по дорожке, и будем смотреть, что же сейчас наши герои делают и вспоминать, как и что в книжке было про них написано. А у меня с собой карандаш и блокнот есть, вот и будем возвращать их на свое место при помощи рисунка.

Встрепенулся Горбунок, начала надежда к нему возвращаться.

- Хорошо, попробуем. Велика сила искусства, авось и здесь поможет.

Двинулись они в путь. Долго ли коротко ли шли, слышат звук рожков, лай собак, топот копыт, догадались, что идет барская охота.

Достал Геннадий Степанович блокнот с карандашом и нарисовал охотников. Тут переменилось все вокруг них, ожила природа, наполнилась красками яркими, лишь на листе черные линии графического рисунка сохранили былой вид. Подъехал статный барин к путникам и говорит: «Спасибо Вам, Геннадий Степанович, что вернули нам былой смысл, а то давно уже охотимся, конца охоте не видно, устали все», пришпорил коня и ускакал обратно в свое имение.

Повеселел Горбунок, и отправились они дальше.

Через какое-то время видят дом возле дороги, из дома шум, ругань доносится, того и гляди, выстрелы грянут. Поспешили они туда. Входят, а внутри гусары затеяли стреляться на спор, уже нацелили пистолеты друг на друга. Быстрым движением зарисовал Геннадий Степанович их порыв, дабы не суждено было пулям покинуть стволы оружия.

Как развивались события дальше, читатель, конечно, прочтет, но в рисунке все застывает на этом моменте.

Успокоился Горбунок, и пошли они дальше.

По пути навестили произведения Гомера, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, заглянули к Ювану Шесталову и Еремею Айпину.

Подул теплый ветерок, краски стали насыщенными вокруг, птицы стали петь песни, почувствовала природа человека внутри себя, не разрушающего, а созидающего и приумножающего дары ее.

Распрощался Геннадий Степанович с Коньком Горбунком, побежал тот к Ивану Царевичу, радовать вестью, да о силе искусства рассказывать.

Присел опять Геннадий Степанович на камешек у дороги, пригрело солнышко его лучиками, достал блокнот с рисунками, пролистал и понял, что остались герои произведений в графических иллюстрациях, но чтобы не повторилось беда с ними, надо опубликовать рисунки в книгах, чтобы не только читали бессмертные произведения, но и возвращались, перечитывали и пересматривали страницы, вспоминали сюжеты не только через слово, но и через рисунок. А может быть читатель сам решит изобразить полюбившихся персонажей такими, какими он их увидел, через собственное восприятие текста.

Проснулся художник, улыбнулся новому дню и решил нарисовать портрет Александра Пушкина, дабы помнили люди не только произведения, но и их авторов.

Вот и сказки конец, а художник – молодец

Анна ЛЕБЕДЕВА.


Серия иллюстраций к сказке П.П.Ершова «Конек Горбунок». 2006. Двп, темпера. 60х80. Собрание автора.

Фотограф Анатолий Пашук.